misto.zp.ua

Анатолий Равикович: «После «Покровских ворот» стал заложником своей роли

Анатолий Равикович: «После «Покровских ворот» стал заложником своей роли

Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию... Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы вырастить троих детей.

Артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь. Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех «гоняли». Выяснилось, что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тут-то Анатолий Равикович всю эту «Волгу-Волгу» с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.

Вступительные экзамены «идиота»

На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл «идиота»: так песню «По долинам и по взгорьям» еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.

После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре. Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались: «Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?».

Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он - счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета - Игорем Владимировым на отдыхе в санатории в Ялте. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.

«Ленсовет»

В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета, был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую любовь: «Пигмалион» и «Человек со стороны», «Ромео и Джульетта» и «Люди и страсти», «Левша», «Дульсинея Тобосская» и «Интервью в Буэнос-Айресе»...

Конечно, лидером труппы была Алиса Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее любили. Хотя она и была женой главного режиссера, но не позволяла себе ничего лишнего, никогда не вела себя как капризная примадонна. Равикович очень много играл с ней: «Преступление и наказание», «Малыш и Карлсон», «Трехгрошовая опера»...

Равикович и Мазуркевич

В стенах «Ленсовета» Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье - Ирину Мазуркевич. Она была на 21 год младше, а свел их спектакль «Малыш и Карлсон». Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает: «Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене - настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей: Мармеладова, Санчо Пансу Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди».

Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем). Не был свободен и Равикович - у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.

«Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и про книги. Самое главное - у нас оказалось много общего! Выяснилось, что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во что-то большее».

Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.

Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: «В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей».

Театр комедии

В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть «Ленсовет». Почему? Анатолий Равикович рассказывает: «Театр Ленсовета стал терять свои позиции. Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания заниматься театром. Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета, нам было очень больно смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения с Владимировым. Работать стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом Фрейндлих. А потом и я...»

Вместе с женой они пришли в Театр Комедии. Начинал Равикович с «Зойкиной квартиры», где играл Аметистова. Потом были спектакли «География» (пьеса Фриша), «Ромул Великий» (пьеса Дюрренматта), «Укрощение строптивой» Шекспира, чеховские «Маленькие пьесы», «Тартарен из Тараскона», «Мещанин во дворянстве». Постепенно Равикович и Мазуркевич стали ведущими актерами театра.

Первые роли в кино

Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова «Агония» (1974). Тот эпизод вряд ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на долгие годы на полку.

Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного. Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести «Воздухоплаватель», комик в короткометражке «Театральные истории», еще пара небольших ролей - вот, впрочем, и все за семь лет.

Главная роль. Хоботов

Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину «Покровские ворота». Анатолий Юрьевич вспоминает: «Вообще, для меня эта роль - она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот - сняться! А для меня этот вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что - «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…»

В «Покровских воротах» Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом деле Равикович совсем другой - более практичный, более волевой и жесткий. «И в то же время, - признается актер, - я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства». Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.

Фильм «Покровские ворота» отличали и замечательная драматургия, и прекрасно выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором, просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем! Опытные Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Евгений Моргунов, а также молодой, искрометный Олег Меньшиков (это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же, очаровательная Елена Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было. Слышались реплики, типа: «Безвкусица!», «Пошлятина»… Лишь спустя несколько лет зрители вдруг «разглядели» картину. И не просто «разглядели» - фильм «Покровские ворота» стал культовым!

Заложник образа

Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее».

Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую очередь - это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «Загадка Эндхауза». Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным.

Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала возможность проявить себя в другом качестве.

Совершенно другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах Юнгвальд-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя» (продолжении знаменитых «ДАртаньяна и трех мушкетеров»). В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего политические интриги. К сожалению обе картины заметно уступали в легкости и непринужденности первой и не имели большого успеха у зрителей. Потому и интересная роль Мазарини осталась как-то в тени…

Новый век

Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в театре. Во всяком случае, кино для него - не творческая работа. Ну, какое может быть творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля. Творческая работа - это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.

Тем не менее, Равикович продолжает сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме «Джокер» Михаила Козакова по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», Тартарена в «Тартарене из Тара-скона» Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной комедии «Операция «Эники-Беники»…

Приглашают актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его «сериальная» эпопея началась еще с «Улиц разбитых фонарей», где он появился в образе сексота Цыплакова, затем был забавный аптекарь в комедийном сериале «Вовочка», генерал Раевский в «Поручике Ржевском»...

Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появляется в комедийных образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы неправильно. Он признается: «Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать. Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя. И моя задача - убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают».

Питерский человек

Анатолий Равикович - питерский человек. У него есть свои привычки, которые кому-то могут показаться смешными. Он любит поваляться на диване с книжкой. Просто так посидеть. Ему не нужны какие-то суперденьги. Он не хочет перебираться в Москву, ведь его устраивает и перелетная работа в столице. Он не хочет крутиться и хвататься за любую работу. Артист любит устраивать праздники, когда на душе празднично. Тогда они с женой идут на рынок и просто сами себе делают праздник, их праздник.

А еще Равикович верит в магическую силу искусства — вот придет человек в театр, а спектакль его возьмет, да и преобразит! Верит, что такое может произойти чаще с молодыми женщинами. С мужчинами хуже. Мужики в большинстве своем воспринимают искусство как забаву. Женщины более восприимчивы. И это не правда, когда говорят, что театр не влияет на жизнь.

Страницу подготовила Екатерина КУДИНА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в