misto.zp.ua

Тасовка административной «колоды»

Тасовка административной «колоды»

Даже если очень сильно напрячь богатую фантазию и перебрать в памяти бесчисленное количество вариантов, то почти наверняка окажется, что никто и ничто не вызывает у нас такого раздражения, как многочисленная чиновничья рать, в народном воображении чаще всего рисуемая в виде одного сплошного и чрезвычайно «голодного» рта. Согласитесь: если хоть раз в жизни столкнулся с этой бюрократической махиной, впечатлений точно хватит надолго. Вкупе с мечтами о том, как бы изловчиться и нашинковать этого «монстра» в крошечные лоскуты.

То, как в Украине вот уже два десятилетия функционирует структура исполнительной власти в целом, не описать ни одним мало-мальски приличным выражением. Вон, даже Евросоюз забеспокоился: мол, помимо глобальных «вертикальных» преобразований надобно же и с вашей заметно сгорбленной «горизонталью» что-то делать! И намекают: принимайтесь-ка, ребята, без промедления за административную реформу, а то европейское сообщество ее уже заждалось. Все-таки с 1998 года волынка тянется, и никто – ни Сергей Тигипко в бытность свою вице-премьером в конце 90-х, ни Леонид Кучма в начале второго президентского срока, ни Виктор Ющенко – так и не удосужились снизойти до конкретных шагов в реализации обещанного. И потому теперь все надежды ЕС плотно связаны с новым главой украинского государства, который уже заявил о том, что до конца текущего года будет принято решение о значительном сокращении раздувшегося аппарата чиновников.

Управленцы без функций

Но если бы все дело было только в «обрезании» аппарата... По сути, и в усеченном составе исполнительная власть не будет должным образом выполнять возложенные на нее функции, потому что принципы ее работы и деятельности не отвечают нынешним запросам общества. Вдумайтесь - еще в 1998 году указом президента были определены ключевые направления грядущей административной реформы. Среди них - рационализация структуры, функций и методов деятельности органов исполнительной власти, сокращение лишних отраслей; внедрение действенной системы государственного контроля и рационализация административных процедур; усовершенствование системы управленческих услуг; реформирование системы подготовки и переподготовки управленческих кадров и т.д и т.п. И что же из вышеперечисленного сделано? Ответ вы знаете сами.

Несколько лет назад Кабинет министров под руководством Виктора Януковича выделил средства на финансирование исследования на тему админреформы. Его результаты показали, что из эпохи СССР в независимую Украину перекочевали более сотни различных органов государственной власти, включая министерства, департаменты, инспекции, комитеты, службы и тому подобное. Но главным итогом означенного исследования оказался вывод, от которого все эти откормленные развитые демократии выпали бы в глубочайший осадок. Так вот, выяснилось, что у многих ведомств полномочия и функции совпадают едва ли не целиком, а многие управленческие структуры – вот это номер! - вообще не имеют какой-либо государственной функции. Ну, каково вам – сапожник без сапог, а управленцы – без функций? Да любой европеец такой беспредел во сне увидит – не проснется! А мы – ничего, живем. Потому что, будто сговорившись, стараемся не вникать в суть сложных для нашего понимания вопросов.  

Реформа или «модернизация»?

Помнится, в конце мая текущего года вице-премьер-министр по вопросам региональной политики Виктор Тихонов заявил о том, что административная реформа неизбежна, и предложил ряд первоочередных мер для ее осуществления. В числе прочего он назвал ликвидацию исполнительных органов при областных и районных администрациях и передачу власти громадам в лице местных советов. А губернаторы и главы райадминистраций, дескать, вообще должны ограничиться лишь контрольной функцией от лица государства. Ну, на словах это звучит красиво и убедительно, тем более что речь шла и о дополнительном финансировании местных органов власти. А вот на деле внедрять эти нормы никто не спешил – благо, тогда еще Европа в шею не слишком гнала. Да и начинать все же следует, видимо, с «головы» – то есть власти центральной.

И вот президент подписал указ, в котором поручил Комитету по экономическим реформам отработать вопросы оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, устранения дублирования их полномочий, обеспечения сокращения численности управленческого аппарата и затрат на его содержание – все под соусом модернизации структуры исполнительной власти. Но позвольте: модернизация – это усовершенствование уже хорошо отлаженной системы, которой у нас до сих пор нет. А впрочем, ладно, есть у нас система, только еще дремучего «совкового» образца. И, вероятно, именно ее предлагается «модернизировать». Хотя все же правильнее было бы говорить о масштабной реформе системы государственного управления.

Ну да ладно, не будем придираться к терминологии. Главное, что намечается тенденция к четкому разграничению функций органов исполнительной власти. Предполагается, что отдельные министерства подвергнутся процедуре слияния, региональные представительства некоторых центральных органов власти будут ликвидированы, министерства будут разрабатывать стратегию, а реализовывать ее – специальные агентства, плюс, как мы уже отметили, намечено сокращение аппарата чиновников. В общем, дело за малым – начать выполнять эту программу.

Масштабы «системного» сопротивления

Эксперты подсчитали, что для реализации административной реформы Украине может понадобиться пять-семь лет и около полутора миллиардов гривен бюджетных средств (с той лишь оговоркой, что 70 миллионов евро от ЕС наше государство на эти цели уже получило). То есть о временно-финансовом «континууме» мы, кажется, уже имеем небольшое представление. Вопрос в другом: какими будут масштабы сопротивляемости планируемой админреформе со стороны тех самых чиновников? Ведь всем и каждому очевидно, что представители этого сословия с высокой трибуны могут вещать одно, а в уме держать совершенно другое. И поскольку перспектива попасть под сокращение или потерять ряд полномочий пугает многих из них, чиновники зададутся целью во что бы то ни стало остаться в стройных рядах «системы», а наиболее ушлые полезут по головам в поисках более высокого кресла.

Посему в данном контексте крайне важно определить: планирует Виктор Янукович действительно провести «чистку» аппарата с последующим приданием ему новых форм и конструкций, либо же ограничится обыкновенной сменой кадров на разных уровнях исполнительной власти без видимого намека на коренные изменения в системе в ближайшем будущем. В этом плане президенту, как говорится, и карты в руки. А что он сделает с этой административной «колодой» – просто перетасует или же использует на благо страны новые «козыри» - покажет время. В конце концов, вертикаль власти под себя глава государства уже практически выстроил, а вот сооружать горизонталь, где были бы учтены интересы простого народа, ему только предстоит.

Следует подчеркнуть, что проведение административной реформы не является исключительно украинской необходимостью. Это общая современная закономерность не только постсоветского, но и мирового развития в целом. Причем зарубежный опыт показывает, что подобные реформационные задачи нигде не разрешались путем проведения краткосрочных кампаний. Другое дело, что традиционные западные технологии в наших условиях результата не дадут, и рассчитывать Украине придется во многом на собственные инновационные методы. Только в том случае, если чиновника-взяточника станут бить оружием, чей убойный эффект ему хорош знаком, государство сможет победить вездесущую коррупцию в системе государственного управления.

Максим КОРОБЕЦ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в