misto.zp.ua

Пассажирский речной флот: надежда на возрождение

Пассажирский речной флот: надежда на возрождение

Когда-то давно по Днепру летали прекрасные создания. Крылья несли их над самой водой, и не было на реке никого быстрее их. А затем пришла разруха, которая, как говорил профессор Преображенский, начинается в головах, и практически всех их или уничтожили, или продали за границу. Остались только приятные воспоминания и горечь утраты. Вернутся ли они когда-нибудь?

Люди постарше прекрасно помнят, какое удовольствие доставляла поездка на «Метеоре». В сравнении с автомобильным и железнодорожным транспортом это было по-настоящему комфортно: удобные кресла, буфет с лимонадом, прогулочная палуба (радость детворы и отрада курильщиков), никакой тебе тряски, которая бывает на дорогах. Только мерный рокот мощной силовой установки и то восторженное чувство, когда с набором скорости нос судна медленно поднимался – именно в этот момент и начинался полет над водой на скорости около 65 километров в час.

История возникновения судов на подводных крыльях (СПК, просьба не путать с Союзом писателей Казахстана и станцией переливания крови) начинается в конце ХІХ века, когда во Франции господин де Ламбер испытал на Сене построенное им судно. Правда, в 1897 году мощности парового двигателя катастрофически не хватало, поэтому подняться на крылья этой лодке так и не удалось. А вот итальянцу Энрико Форланини повезло больше и уже через несколько лет после де Ламбера, в 1906-м, ему удалось добиться неслыханных скоростей на воде – 68 км/ч. Таким образом, распространенное заблуждение о первенстве СССР в изобретении СПК беспочвенно.
В 30-х и 40-х годах прошлого века в Германии работал талантливый инженер Ганс фон Шертель. После войны, когда многих сотрудников его КБ насильно вывозили в СССР, он сумел улизнуть в Швейцарию, где основал фирму «Supramar». В 1952 году было построено РТ 10 – первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях. Однако именно СССР был впереди планеты всей по массовому выпуску пассажирских СПК и использованию их в своих водах. И этим стоит гордиться!

Собственно, в СССР транспорт начал развиваться в период послевоенного восстановления страны. Оборонка преподнесла мирным гражданам такой подарок, который никто и представить не мог, а уж загнивающий Запад от зависти покраснел, потом позеленел и едва не лопнул.

1957 год. В великой стране, победившей фашистов, небывалый подъем. Повышаются зарплаты, благодаря хрущевской оттепели восстанавливаются автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, в Объединенном институте ядерных исследований запущен самый большой в мире синхрофазотрон, а на селе развернулась очередная кампания «Догнать и перегнать!». В 1957 году началось массовое производство автомобилей ГАЗ-21. И тут, словно гром среди ясного неба, появляется «Ракета».

Совершенно новое скоростное пассажирское судно было представлено публике летом 57-го, во время проведения в Москве VI Международного фестиваля молодежи и студентов. За штурвалом был главный конструктор судна, в дальнейшем ставший отцом практически всех отечественных СПК – Ростислав Евгеньевич Алексеев. Именно он представил свое детище Хрущеву. Наверное, благодаря этой встрече (Хрущев любил технические новинки) и развивался скоростной пассажирский флот Советского Союза. Стоит отметить и тот факт, что одним из испытателей «Ракеты» был Михаил Петрович Девятаев. Да-да, тот самый летчик Девятаев, бежавший из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике. Он же возглавлял экипажи первых судов на подводных крыльях.

Для Советского Союза скоростной флот был крайне необходим. Во многих областях страны не было никаких путей сообщения, кроме водных. А там, где существовали другие виды транспорта, СПК заслуженно стали своего рода символом комфорта и скорости.

С 1957-го в СССР серийно производят «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» и «Беларуси». А уже в 70-80-х на воду спускают серийные «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон». В 90-е годы выпускались суда «Олимпия» – гиганты вместимостью до 250 человек. Необходимо пояснить, что СПК были речные и морские. К речным относились «Ракета», «Метеор», «Беларусь», «Восход» (благодаря своим мореходным качествам мог выходить в прибрежные районы моря) и «Полесье». А вот «Комета», «Колхида», «Циклон» и «Олимпия» были самыми быстрыми на море и могли удаляться на несколько сотен миль от порта-убежища.

Особняком среди крылатых стояли «Спутник» и «Буревестник». «Спутник» был построен на заводе «Красное Сормово» и спущен на воду в 1961 году. Его представили публике как трудовой подарок судостроителей «Красного Сормова» XXII съезду КПСС. На тот момент это было самое большое судно подобного класса – вместимость составляла 300 человек. Однако гиганта постигла печальная судьба. Из-за ряда конструкционных недостатков проект в серийное производство не был запущен. Единственный же экземпляр в один прекрасный день столкнулся с топляком, после чего долгое время простоял в судоремонтном заводе. Судно хотели разрезать на металлолом, но потом передумали и установили на постамент в Тольятти. А в 2005-м там произошел пожар, в результате чего вся внутренняя отделка выгорела…

«Буревестник» же, тоже выпущенный в единственном экземпляре, был флагманом среди речных СПК. Мощная силовая установка на основе двух газотурбинных двигателей АИ-20 (если кто-то помнит Ил-18, то эти двигатели с такого самолета) давала возможность 130 пассажирам разгоняться до немыслимой скорости на воде – 150 км/ч. Но это максимальная расчетная, а вот крейсерская эксплуатационная скорость составляла 100 км/ч, так что прямой рейс Энергодар – Запорожье занял бы около 30 минут. Думаю, нашлось бы достаточно желающих прокатиться с комфортом и ветерком на «Буревестнике». Это же не в маршрутке трястись, в конце концов.

Нам, живущим по соседству с Каховским водохранилищем, более других знаком «Метеор». Это судно заслужило прекрасную репутацию у нас и за рубежом. Те, кто его эксплуатировал, говорили, что оно надежное и прочное. Однажды на полном ходу один из «Метеоров» налетел на бревно-топляк. После того, как судно вытащили на берег и осмотрели, оказалось, что повреждений нет. Совсем нет! Переднее крыло сделано из высококачественной нержавеющей стали и разрезало топляк, как нож масло.

Уже давно ни один из них не ходит по Каховскому водохранилищу – за годы независимости их продали за границу или разрезали на металлолом (весьма выгодное было дельце, ведь корпус «Метеора» сделан из алюминиево-магниевого сплава). Еще одной причиной уничтожения скоростного пассажирского флота была низкая экономичность судов на подводных крыльях, которая в новых, достаточно суровых экономических условиях много значила. Два мощных дизеля сжирали топливо, как бегемот веники. А еще выживанию не способствовала политическая обстановка в стране. Поговаривают, что один влиятельный клан прибрал к рукам железнодорожный транспорт, поэтому речной был специально поставлен в невыгодное положение. Самое интересное то, что проданные за рубеж суда продолжают осуществлять перевозки. Очевидно, там это по-прежнему выгодно. А ведь именно в нашем регионе их использование могло бы стать оправданным: по скверной дороге до Запорожья добираться почти два часа на автобусе. На электричке – еще дольше. А по прямой, на «Метеоре» – меньше часа. Учитывая уровень зарплат в Энергодаре, желающих заплатить чуть больше было бы предостаточно.

В Украине работает одно предприятие, которое строит крылатые корабли – Феодосийская судостроительная компания «Море». Там появляется на свет «Еврофойл» – модификация старого доброго «Восхода». Их покупают европейские компании, которым выгодно использовать СПК.

Сегодня украинский речной флот выглядит плачевно. Развитая когда-то инфраструктура за последние два десятка лет была доведена до состояния коллапса. И среди всей этой разрухи гордо высится «НИБУЛОН». На сегодня в составе этого сельскохозяйственного предприятия – более двух десятков элеваторных комплексов и перегрузочных терминалов, а также свой флот. Всего у «НИБУЛОНА» насчитывается 28 несамоходных судов общей водотоннажностью 131080 т, 4 построенных буксира проекта POSS-115 и 3 приобретенных буксира (общей мощностью 11 280 кВт), современный земснаряд производства Финляндии «Watermaster Classic IV». В июле текущего года подписан контракт на строительство мощнейшего в Украине плавкрана. На сайте компании еще в апреле появился материал, в котором генеральный директор «НИБУЛОНА» Алексей Вадатурский заявил, что уже в ближайшее время компания может восстановить пассажирское сообщение по Днепру. «Думаю, Украина скоро узнает, что мы будем самостоятельно серьезно заниматься судостроением. Мы будем строить судостроительное предприятие для николаевцев, будем сами строить суда, в том числе и пассажирские. По Днепру будут ходить уже позабытые многими «Ракеты», здесь будет возобновлено пассажирское движение от верховья реки и до ее низовьев. Это будет удобный и дешевый способ передвижения из Киева в города вниз по реке, до самого Николаева», – пообещал гендиректор «НИБУЛОНА».

Очень хочется верить в то, что эти планы воплотятся в жизнь. И тогда по Днепру вновь полетят крылатые корабли – белоснежные и быстрые, удобные и недорогие. Все желающие смогут прикоснуться к частичке прошлого, которая вполне может стать настоящим.
 
Константин ТАБАКАЕВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Еженедельная региональная газета РОСТ издается с 3 ноября 2004 года – и за это время завоевала репутацию популярного издания, оперативно информирующего о новых предложениях рынка товаров и услуг. Популярность газеты растет, в первую очередь, благодаря тому, что РОСТ как универсальное издание стремится предоставлять своим читателям наиболее полную и объективную информацию.

Специализация газеты: новости, реклама товаров и услуг, частные и коммерческие объявления, вакансии, справочные материалы, юридические консультации; 45 каналов телепрограммы с анонсами и другая информация.

Издание имеет статус областного и распространяется городах Энергодаре, Каменке-Днепровской, Днепрорудном, Васильевке, Михайловке, а также в Каменско-Днепровском, Велико-Белозерском, Васильевском и Михайловском районах.

Контакты

Почтовый адрес:
71503, г. Энергодар, пр. Строителей, 17/2, офис 27 – 30.
Тел./факс:
(06139) 4-04-32; 6-00-06; 6-07-80
E-mail:
rost@oriontv.net

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в