misto.zp.ua

Гидробиолог Вячеслав Мирошников: «В экспедиции не мог спать - боялся пропустить все интересное»

За плечами Вячеслава Мирошникова 11 экспедиций в самые отдаленные уголки земного шара, через его руки прошли многие диковинные морские животные и рыбы, до того науке неизвестные. Как настоящий ученый, он с одинаковой энергией способен изучать глубины мирового океана и искусственные рифы в Азовском море для увеличения популяции бычка, памятник которому с его легкой руки установлен на Приморской площади. Сегодня Вячеслав Степанович отвечает на вопросы «Делового».

Гидробиолог Вячеслав Мирошников: «В экспедиции не мог спать - боялся пропустить все интересное»

Вячеслав Мирошников родился в Бердянске в 1942 году. Был одним из любимых учеников известного краеведа, путешественника и писателя Алексея Яковлевича Огульчанского. После окончания СШ №16 работал лаборантом Керченского научно-исследовательского института, от которого в составе научной группы побывал с первой экспедицией в Индийском океане. В 1966 закончил Одесский университет по специальности «зоогеография». Всего участвовал в 11 научных экспедициях. Сейчас научный сотрудник Бердянского института «АзЮгНиро».

- Вячеслав Степанович, расскажите, как становятся путешественниками?

- Наверное, наибольшее влияние на выбор моего жизненного пути оказал известный краевед, путешественник и писатель Алексей Огульчанский. Вместе с ним много бродил по нашим краям, даже пешком с пацанами в Киев ходили по правому берегу Днепра. Алексей Яковлевич нас научил по-настоящему ходить по земле, любить и ценить природу. С самого детства любимыми произведениями были «Доктор Айболит» «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», а герой «Капитана Немо» - самый любимый капитан по сегодняшний день. Меня влекла жизнь моря, его живность, хотелось ее наблюдать и изучать. После школы мне посоветовали для начала устроиться лаборантом в научно-исследовательском институте в Керчи, там я стал жить на пароходе - красота! Я был самым младшим в институте, и очень привязался к старшим товарищам, уже именитым. Очень завидовал тем, которые даже в океаны ходили. Вскоре побывал везде, как на Черном, так и на Азовском морях.

- Какая из Ваших экспедиций запомнилась больше всего?

- Конечно первая, все тогда было внове. Когда организовывалась первая научно-исследовательская экспедиция в Индийский океан - даже не мечтал, что попаду в состав научной группы. Когда на научном совете назвали и мое имя - не поверил своим ушам. В экспедиции не мог спать - боялся что-нибудь пропустить, отчего не высыпался: то свечение на море, то показались какие-то берега. Очень благодарен всем старшим, которые к «зеленому» новичку относились по-отечески: мне буквально все было интересно, а они с удовольствием рассказывали и объясняли. В итоге: и за штурвалом стоял, и в приборах разбирался. Уже и капитан меня ругал за бессонницу, а я просто не мог спать - ведь что-то пропущу. Выгоняли на ночь со штурманской рубки, но я и тогда не спал - сидел, писал впечатления в дневники. Они сохранились до сих пор. Все, что на палубу попадало из тралов, было ужасно интересным и удивительным, а также опасным. Пришлось иметь дело со всеми видами акул, с громадными тунцами, были рыбы-парусники, марлины. Старался сам определять все по определителям.

- А в подводных исследованиях Вы участвовали?

- В акваланге капитан нырять запрещал - чтобы акулы не сожрали. И мы во время якорной стоянки «втихаря» ныряли с масками и в ластах: коралл сорвать или ракушку «цапнуть». Днем ловили рыбу, в том числе акул на громадные крючья, иногда даже троса рвали. Капитан и старпом были нашими злейшими врагами - они на стоянках ставили кордон. Однажды у меня одна ласта намертво застряла между раковин моллюска-убийцы. Это самый крупный моллюск мира: он крепко прикреплен к скалам и незаметен в густой растительности, и если между створок попадет нога, он мгновенно защелкивается на сутки. Мне еще повезло, что ласта была не жестко закреплена, вынырнул без нее. Как раз в то время так погиб молодой наследник трона из Новой Гвинеи. После первой экспедиции я горел желанием отправиться еще куда-нибудь, но все мои старшие друзья в один голос советовали поступать в вуз, что я и сделал. Затем вновь ходил в океаны, всего участвовал в 11 экспедициях.

- Как после стольких дальних странствий Вы вновь оказались в Бердянске?

- Экспедиции зачастую длились по полгода и более, скучал по родственникам. Когда в 1981 году вернулся в Бердянск, первое, чем пришлось заниматься - акклиматизацией пиленгаса в Молочном лимане, которого доставляли с Дальнего Востока самолетом. Об истинном происхождении его нигде не написано - официально это достижение советской науки. На этот счет у меня очень серьезное сомнение, и я бы сказал: мы пиленгасом нечаянно «засорили» море. Происходило много всяких аварий и порывов садков, вследствие чего уходило много производителей, которые затем и дали естественную популяцию. Прежние попытки разведения пиленгаса проводились в абсолютно стерильных условиях - может, потому и не удались, а мы по-разгильдяйски создали оптимальную ситуацию. В общем, если бы все описать подробнее - для мировой науки был бы сюрприз.

- Какое экзотическое морское блюдо Вам больше всего понравилось?

- Пробовал осьминогов, каракатиц, лангустов и еще очень много чего. В Антарктике отведал икру гигантских антарктических морских звезд: она ярко-оранжевого цвета. Засолил ее также, как нашу икру, оказалась непередаваемо вкусная. Некоторые не могут представить себе что-то вкуснее осетровой икры: попробуй они икру каракатиц или морской звезды - они бы изменили мнение. Или икра океанических сомов в виде огромной янтарной кисти винограда - все это пробовали с угрозой для жизни, не зная, отравимся или нет. Из осторожности пробовали по-немногу и тут же стопочку - благо запасы спирта для научных целей были большими.

- Вам приходилось попадать в ураганы?

- Скажу, что не тот настоящий моряк, кто испытал ураганы океанские, а тот, кто выдерживает шторм Азовского моря. Свой самый первый ураган - «Жанета» - испытал на юге Африки. Вернувшись в Керчь, чувствовал себя бывалым «мореманом». По пути в Бердянск на Азовском море разыгралась штормовая погода, и судно стало все чаще и резче кидать. Океанские волны не так выматывают, как подобная «болтанка». На средине пути меня уже так мутило, что спрятался в салоне: было стыдно перед моряками.

- В чем, по Вашему мнению, причина уменьшения запасов рыбы в Азовском море?

- Мне очень жалко наше море, что оно попало в такую страну. Рачительный хозяин, имея когда-то богатейший в мире водоем, не позволил бы его превратить в ту лужу, которой оно стало. Вина тут нашего строя и политики, и это продолжается и сейчас. Страна у нас богатейшая, но правительство никчемнейшее, поэтому страдает и наше море, и люди. Отсюда и взяточничество, и браконьерство, и «крышевания» браконьерских бригад. А что говорить об экологии: это «блюдечко» мы со всех сторон замусориваем. В последней экспедиции под Керченским проливом наловили пиленгаса и хамсы, нажарили: «дустом» прет рыба, так никто к ней и не притронулся. Раньше, когда кто-то тащил домой с рынка судака, это считалось по бедноте: не мог взять себе севрюжку или осетрика. Камбалы тоже было очень много, ее уничтожили сетями, особенно капроновыми. Ее еще можно возродить, и я знаю этот способ.

- Чем еще увлекаетесь помимо изучения жителей глубин?

- Фотографией, и фотографировал я, где только мог и даже где запрещали - просто не мог удержаться. Даже изобрел фотоавтомат собственной конструкции. До того считалось, что в Антарктике дно безжизненное: черпатель ничего оттуда не приносил. А снимки с моей камеры показали, что живности там много. Конструировал фотоавтомат во время длинных переходов, длившихся месяцами: кто в домино, кто в карты режется, а у меня лучшие друзья - механики. Поразительно, что самый первый спуск прошел без сбоев, и кадры вышли идеально. А следующие попытки показывали необходимость переделок. Впоследствии даже получил документ за вклад в усовершенствование фотографирования морского дна.

- Это правда, что идея установить памятник бычку-кормильцу принадлежит Вам?

- Я первый высказал эту мысль в одной из своих газетных публикаций. На очереди - памятник тюльке и еще один проект: хочу снять гребной винт с парохода «Диана», на котором плавал Петр Шмидт и который находится на кладбище затонувших кораблей, и водрузить его к подножию памятника. И есть еще мысль организовать «Клуб старых мореманов»: очень часто встречаю бердянцев, много где побывавших и вернувшихся в родной город. Если таких собрать, могло бы получиться интересно.

Беседовал Алексей ДУДАРЕВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
МІГ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
71112, г. Бердянск, ул. К.Маркса, 51
Директор:
Горячева Татьяна
Шеф-редактор:
Белоусов Сергей
Телефоны:
8 (06153) 7-06-67, 7-36-67
Прием частных объявлений
8 (06153) 7-24-93
Интернет-сайт:
www.delovoy.net.ua
E-mail:
delovoy[@]zp.ukrtel.net
Подписной индекс:
41633

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |