Ракета «Тополь-М»
Без участия конструкторского бюро «Южное» (Днепропетровск) Россия начала производство новой межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» и ее морского аналога – «Булавы». Россия переключилась на их самостоятельное производство, расширив уже имеющие мощности на давно построенных своих заводах. Украина потеряла от этого более 1 тыс. рабочих мест и примерно $2 млрд упущенной выгоды в год.
Ракета «Скальпель»
Перестала быть нужной России и украинская версия межконтинентальной баллистической ракеты железнодорожного базирования SS-24 Skalpel, созданной конструкторами днепропетровского «Южмаша». Разработкой нового боевого железнодорожного ракетного комплекса занимается теперь Московский институт теплотехники, который ранее участвовал в создании ракет такого класса. Из-за этого Украина недосчитается в своей казне более $ 500 млн в год.
Ракеты для истребителей
Серьезные проблемы ждут и украинскую государственную акционерную холдинговую компанию «Артем» (Киев), до недавнего времени занимавшую значительное место на российском рынке ракет класса «воздух - воздух» для истребителей. Российские компании оперативно начали изготовление более современных модификаций ракет этого класса (Р-77) с полным закрытым циклом производства. «Артем» остался без российских заказов и вынужден сокращать рабочие места.
Зенитные системы
К созданию новейшего российского комплекса ПВО С-400 не будет привлечен «Днепровский машиностроительный завод», который когда-то принимал участие в создании и производстве зенитных ракетных систем С-300. Украинская сторона теряет доступ к новейшим технологиям производства такого оружия. А тем временем в России уже строятся два завода, где будут делать С-400, производство этого оружия становится полностью независимым от украинских «услуг».
Самолет Ан-140
Россия ранее приобрела у Украины права на военно-транспортную версию самолета Ан-140, которые собирает самарский завод «Авиакор». Теперь Киев не сможет купить эту технику, хотя выказывал желание приобрести ее. По мнению специалистов, чтобы наладить свое производство Ан-140 Украине нужно не менее 20 лет и более $4 млрд долларов.
Самолет Ан-70
Полностью сворачивается реализация совместного украино-российского проекта по строительству самолета Ан-70. Это военно-транспортный самолет нового поколения, разработанный АНТК «Антонов» (Киев). Предполагалось, что машина в украинских и российских ВВС заменит морально и физически устаревший Ан-12. Объем заказа для наших ВВС мог составить до 5 млрд долл. Теперь Украина их теряет. Однако без финансирования доводки проекта и технической поддержки со стороны России Киев вряд ли сможет самостоятельно довести начатое до конца.
Запчасти
Прекращается участие украинских предприятий в изготовлении некоторых комплектующих для российских боевых самолетов и средств ПВО. Постоянные партнеры ГП «Производственного объединения «Киевприбор» – ОАО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск, Красноярский край), ПО «Полет» (Омск) и КБ «Прогресс» (Самара) уже начали размещать заказы исключительно среди отечественных компаний. Российские предприятия смогут самостоятельно производить большинство украинских комплектующих через 2-3 года.
Все остальное
Более 70% поставщиков систем и комплектующих для украинских оборонных предприятий находятся в России. Без участия россиян Украина способна производить лишь танки Т-80, «Оплот» и «Ятаган», а также ряд старых бронетранспортеров и морально устаревших РЛС. А доля российского рынка для украинского экспорта составляет от 50 до 60%. Потеря сбыта оборонной продукции в таких масштабах нанесет мощный удар поукраинскому ВПК и лишит госказну львиной доли доходов от оружейной торговли.
Что в итоге
И все же было бы слишком оптимистично утверждать, что полный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной не сулит России проблем. Все же в некоторых сферах пока еще сохраняется серьезная зависимость российских производителей боевой техники от украинских поставщиков. В частности, это относится к некоторым отраслям авиационного двигателестроения, гарантийного обслуживания межконтинентальных баллистических ракет (когда-то изготовленных на Украине) и корабельного газотурбинного двигателестроения. Тут придется в авральном режиме перестраиваться, искать новых поставщиков (скажем, в Китае или Индии), призывать к обслуживанию ракет старые кадры. Конечно, для этого потребуется немало времени, денег и непростых решений.
Российские заводы выдержат дополнительную нагрузку (многие только и ждут новых заказов!). Однако куда больший удар получит военно-промышленный комплекс Украины. Разрыв с Россией может стать для нее «обширным инсультом». Разорвав военно-техническое сотрудничество с Москвой Киев теряет до $10 млрд в год, лишает сотни заводов гарантированных заказов и плодит безработицу, создавая еще большую социальную напряженность в стране.
Виктор БАПАНЕЦ
Комментарии:
нет комментариев