misto.zp.ua

Эвакуация из Бердянска в 1941 году: Правда подробностей. Часть 5

Эвакуация из Бердянска в 1941 году: Правда подробностей. Часть 5

Продолжаем «качаться по волнам памяти». Из истории г. Бердска: «С началом Великой Отечественной войны, летом 1941 года в город Бердск было эвакуировано два завода — из Бердянска и Харькова, выпускавшие до этого знаменитые фотоаппараты ‘’ФЭД’’ (завод им. Дзержинского) и комплектующие (по поводу комплектующих, это наверное, про Бердянский завод?). В Бердске, на базе этих заводов было организовано производство топливных агрегатов для двигателей истребителей ИЛ-2 и оптических прицелов для танков Т-34 и военных самолетов… На платформах, в вагонах — станки, оборудование, инструменты. Прибыли и люди, эвакуированные из Харькова, Бердянска, Ленинграда, Киева, Смоленска. Приехали инженеры, техники, квалифицированные рабочие, имевшие бронь от призыва в армию. Прибыли с семьями. Бердск принял всех. Расселили их в небольших комнатках частных домиков, в бараках, времянках. В 1946 году завод имени Дзержинского был реэвакуирован, а на базе оставшегося завода, на освободившихся площадях, решением правительством СССР от 10 октября 1946 года был организован радиозавод. Официальной датой создания радиозавода считается 14 октября, когда на завод из Москвы пришло это известие… В сентябре 1947 года завод выпустил первую партию приемников «Рекорд-46»…».

Из воспоминаний: «Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе. До 15 октября 1941 года, т.е. до начала эвакуации, завод выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков Т-40 и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков ИЛ-2. В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода в Свердловск (ныне Екатеринбург). К 1 ноября 1941 года завод был почти полностью вывезен из Подольска. В 1942 году возвратившийся из эвакуации Подольский завод не мог использовать всю свою прежнюю территорию. На них Наркомат тяжелого машиностроения разместил эвакуированный в июле 1942 году из Таганрога завод «Красный котельщик». Таким образом, на площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи. В феврале 1944 года на производственных площадях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование — гильотинные ножницы для механической резки металла, стружкодробильные устройства.

21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, согласно которому вместо предприятий, работавших в военное время на одной территории, в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗИО). Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности (Постановление СНК СССР № 3150-952сс «Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865 от 21 декабря 1945 г.).

Харьковский «ФЭД», пусть по частям, и на другую территорию, но вернулся в Харьков. Это уже другая история. А вот бердянский завод — остался в Бердске или переехал в г. Подольск? И, вообще, об одном ли и том же предприятии идет речь?! Под описание подходит именно завод № 49. Кстати, Бердянский ФЗО-5, действовавший на базе Азово-Черноморского завода, почему-то тоже эвауировался в Новосибирскую область (см. выше), а не в Челябинскую!

А вот еще одна маленькая, но странная запись из дебрей Интернета: «КОРОТЧЕНКО ИВАН ИВАНОВИЧ. Родился 13 марта 1924 г. в г. Бердянск. В 1941 г. работал токарем на з-де «Южгидромаш», эвакуирован в г. Барнаул, где и работал до 1943 г. Призван в армию в 1943 г.» (Рожденные в СССР №2/1, февраль, 2009).

Судя по этой записи, он был эвакуирован с заводом, с этого завода и призван по «разбронированию». В противном случае было бы указано место работы, с которого призвали (а может быть, и нет?!)… Во время Великой Отечественной войны в Барнауле разместилось около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, Харькова, других городов, оккупированных немецкими войсками. Однако, если Коротченко И. И. был эвакуирован с заводом, то появляется еще одно «лишнее» предприятие-призрак — какое-то предприятие, которое работало в г. Осипенко (Бердянске) и было из него успешно эвакуировано, но только в город Барнаул! Кроме этого, даже по беглому описанию событий, возникает ощущение, что в Бердск целенаправленно эвакуировалось одно предприятие — «профильльный» завод, а в Подольск реэвакуировалось совсем другое, более напоминающее мастерские. Ну, в крайнем случае, какая-то совсем непрофильная часть моторостроительного завода!..

Впрочем, барнаульскому «призраку» объяснение как раз есть: при эвакуации возникали ситуации, когда один из эшелонов, а то и всего несколько вагонов по воле случая оказывались в совершенно другом месте. Просто к эвакуированному в 1941-м году производству применили название, появившееся уже после войны («в силу привычки”).

Итак, официальная история гласит: «Завод № 49 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Механический завод, г. Бердянск (г. Осипенко) Запорожской обл. Образован в 1930 г. в ведении ВОА (Всесоюзное объединение авиационной промышленности) ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства), с 1932 г. — в подсобном тресте ГУАП (Главного управления авиционной промышленности) НКТП (Народного комиссариата тяжелой промышленности). Частично введен в эксплуатацию в 1933 г.

В 02-12.1938 г. подсобный завод № 49 — в ведении 1-го ГУ (главк самолетостроения) НКОП (Народного комиссариата оборонной промышленности). Мелкосерийное машиностроение: гильотинные и роликовые ножницы, загибочные, токарно-давильные, вертикально-фрезерные станки.

В 1940(38) г. на базе завода № 49 НКТП сформирован новый инструментальный завод №9 ОАП (Оргавиапрома) НКАП (народного комиссариата авиационной промышленности) на площадке бывшего завода № 49 НКТП (г. Осипенко Запорожской обл.). Руководство завода: Директор (...06-8.10.1937 г.) — Н.П. Ласточкин, (8.10.1937 г. — ...) — А.Г. Травников. Зам. директора (...06-8.10.1937 г.) — Н.Н. Козьяков, (8.10.1937 г. — ...) — Г.Д. Севастьяненко. Гл. инженер (...06-8.10.1937 г.) — Н.Н. Козьяков, (8.10.1937 г. — ...) — Г.Д. Севастьяненко. Инструментальное производство. В начале войны был эвакуирован в г. Бердск Новосибирской обл.. По приказу № 673с от 10.11.1943 г. Завод №9 расформирован, и выбыл из числа действующих. Все сооружения переданы заводу № 296 НКАП в г. Бердске, часть оборудования передана авиастроительному производству завода № 125.

Для справки: Завод № 296 — это упоминавшийся ранее Харьковский комбинат им. Дзержинского — производство авиационных насосов и знаменитых аппаратов ФЭД (оптических систем), который с 1939 года освоил производство снайперских прицелов и получил статус особо режимного предприятия, а к маю 1940 года номерное название — завод № 3 НКВД. 15 января 1941 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР (а затем — дублирующий приказ НКАП), в соответствии с которыми предусматривалось расширение серийного производства агрегатов непосредственного впрыска. В феврале 1941 года Харьковский завод № 3 НКВД (Коммунар-ФЭД) был переименован в завод № 296 НКАП, сохранив производство прицелов. Завод № 296 (харьковский «ФЭД») подключался для выполнения программы освоения насосов непосредственного впрыска, поскольку имел опыт точного изготовления деталей. Предприятие передали в НКАП из системы НКВД. После начала Великой Отечественной войны этот завод был эвакуирован в Бердск. 23 октября 1942 г. согласно Постановлению № 2445 оптико-механическое производство было выделено из состава завода № 296 НКАП и передано в систему Наркомвооружения.

Завод № 125 — это Подольский машиностроительный завод. В 1931 году был преобразован в Крекинг-электростроительный. В соответствии с Постановлением ГКО от 25 декабря 1941 года за № ГОКО-1065сс об организации специализированных заводов по производству бронекорпусов для самолетов ИЛ-2 и бронезащиты в 21.12.41 г. завод № 125 был передан из НКТП в НКАП).

Итак, оборудование расформированного завода № 9 было передано заводу № 296, при этом, какая-то часть досталась в наследство и подольскому заводу № 125. А производственная площадка завода № 9 в г. Осипенко по приказу № 279/168 от 31.07.1945 г. была передана в НКЭС, далее это — Южный завод гидравлических машин. Так появился в Бердянске завод гидравлических машин — ныне «Южгидромаш». С 1946 г. завод специализируется на изготовлении насосного оборудования.

В Бердянск ничего не вернулось. Поэтому, при всем уважении к «Южгидромашу», историю предприятия следовало бы начать с 31.07.1945 года или с момента запуска репатриированного из Германии насосного завода: «…В 1945 году… из немецкого города Гале в рамках репараций в Советский Союз были полностью вывезены два завода по изготовлению насосов. Один из них отправили в Ригу, другой — в Бердянск, на пустующее место Механического завода...».

В крайнем случае, историю «Южгидромаша» можно начать с момента зарождения насосного завода из г. Гале на его исторической родине. В этом случае история может оказаться го-о-ораздо длиннее. Для справки: Га́лле, иногда Ха́лле (нем. Halle (Saale)) — город в Германии, стоящий на реке Зале. Самый населённый город земли Саксония-Анхальт. Город ведет свою историю с IX века... В 1638 году город был включен в состав курфюршества Бранденбург, и с преобразованием последнего в Прусское королевство стал прусским городом.

В 1945 году репатриированное оборудование текло на восток мощной рекой, но, при желании, все можно выяснить достаточно точно — какое предприятие, когда и откуда, а также все остальные сведения вплоть до момента рождения.

Однако, вот еще информация: «Одним из центров авиационной промышленности стала Башкирская АССР. Осенью и в начале зимы 1941 г. в республику стали прибывать станки и оборудование ленинградских заводов № 234 и № 451, подмосковного № 219, московских заводов № 49 и № 307, Рыбинского моторостроительного завода (завод № 26) наркомата авиационной промышленности СССР, авиаремонтных мастерских Центрального совета “Осоавиахим» из г. Запорожье. Оборудование этих предприятий размещалось на производственных площадях уфимских моторного (завод № 384) и дизельного (№ 338) заводов. Впоследствии эти заводы были объединены в одно предприятие — Уфимский моторостроительный завод (в годы войны — завод № 26).

Для обеспечения деталями и агрегатами созданного гигантского моторостроительного завода в Уфу прибыли и вспомогательные производства. Так, с 12 октября по 25 ноября 1941 г. был эвакуирован завод № 161 — единственный завод, обеспечивавший ВВС и заводы НКАП СССР пусковыми свечами. Завод был восстановлен за 42 дня.... Для обеспечения производства кобальтовым стеллитом, необходимым для наварки клапанов моторов и для изготовления инструмента для моторного производства, из Москвы был эвакуирован завод № 49. В апреле 1942 г. был начат выпуск важной оборонной продукции — литьевого сплава стеллита «ВЗК», в мае завод приступил к производству инструмента из твердого сплава…

Наряду с авиапредприятиями в Башкирию были эвакуированы Рыбинский авиаинститут, несколько проектно-конструкторских организаций и научно-исследовательских институтов. В Уфе были размещены проектное бюро Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) из Москвы…». (ЦГИА РБ.Ф.Р-933. Оп.1.Д.3215.Л.90; Р-1336. Оп.4.Д.3.Л.277; РБ.Ф.Р-1385. Оп.1.Д.1.Л.2,13,16,18,20,25, 26; ЦГАОО РБ. Ф.122.Оп.23.Д.15.Л.22)».

Получается, что завод № 49 еще раз вроде бы «раздвоился»!.. На самом же деле, уже в мае 1941 г. в Балашихе (почти Москва) был образован новый завод № 49 НКАП — металлургический (Свято место пусто не бывает!). Вот он-то и был эвакуирован в Уфу. Кроме того, в 1946 г. в Таганроге на базе вернувшегося КБ Г.М. Бериева был образован Опытный завод № 49 МАП (уже третий 49-й).

К сожалению, довольно часто встречается, когда к заводам-предшественникам применяют названия их будущих преемников или наоборот, когда в истории заводов-преемников упоминается о заводах-предшественниках, как об отдельном, еще действующем предприятии. Это вносит немалую путаницу в последовательности событий. Из «Каталога стапельных (заводских) номеров кораблей и судов ВМФ СССР и России» (автор Р. Казачков): «В предвоенные годы все предприятия, работавшие «на войну», имели — вне зависимости от отраслевой подчиненности — цифровой номер. В ходе объединений, разъединений, переподчинений, эвакуаций и пр., эти номера «гуляли» как известные домашние животные. Поэтому для некоторых заводов возможны двойные №№ (например, николаевские заводы — 198/444 и 200/445). Кроме того, подчас встречается номер, отличающийся от общепринятого только порядком цифр, например, феодосийский ССЗ №831 может быть упомянутым как №183, а хабаровский №368 — как №638. Таким образом, наглядно иллюстрируется принцип Геродота: Я обязан сообщать обо всем, что слышал, но верить всему не обязан...».

Перечень бердянских предприятий на 1941 год в целом известен из содержания акта о зверствах и злодеяниях, совершённых немецко-фашистскими властями в городе Осипенко (Бердянск), опубликованного в Сводках «от Советского информбюро за 3 октября 1943 года: «Отступая под ударами Красной Армии, немецкие изверги взорвали и сожгли Первомайский завод сельскохозяйственных машин, Азово-Черноморский завод, крекинг-завод, кожевенный завод, обувную фабрику, два кирпичных завода, винный и пивоваренный заводы, механизированный хлебозавод, маслозаводы №№ 1 и 2, мясокомбинат, завод «Рыбпром», паровую мельницу, городскую электростанцию и железнодорожную станцию, институт физических методов лечения, городскую поликлинику, туберкулёзный диспансер, педагогический институт, педагогический техникум, 18 школ, школу фабрично-заводского ученичества, клуб водников, клуб металлистов, клуб рабочих рыбной промышленности, клуб учителей, городской театр, краеведческий музей, городскую библиотеку, 4 санатория…».

В списке, как минимум, отсутствуют механический завод № 9 (или, если угодно, №49) и Бердянская судоверфь, которая в довоенное время уже работала. Бердянский порт тоже не упомянут, но, скорее всего, потому, что он не был взорван немцами при отступлении. Факт этот тоже достаточно странный сам по себе, поскольку времени для этого было более чем достаточно — с 11 по 17 сентября. Все истории об удачной операции советской разведки, мастерстве и героизме морских десантников или «городские легенды» о романтической любви чешского (в другом случае — румынского) военного инженера к «лисовской» девушке — пока выглядят малоубедительно.

Константин ЗАВЬЯЛОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
71112, г. Бердянск, ул. К.Маркса, 51
Директор:
Горячева Татьяна
Шеф-редактор:
Белоусов Сергей
Телефоны:
8 (06153) 7-06-67, 7-36-67
Прием частных объявлений
8 (06153) 7-24-93
Интернет-сайт:
www.delovoy.net.ua
E-mail:
delovoy[@]zp.ukrtel.net
Подписной индекс:
41633

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в