misto.zp.ua

Как бы отдыхают…

Как бы отдыхают…

Украину, в том числе и Запорожскую область, наводнили беженцы с востока…

Думаю, не только в Запорожье проходят пресс-конференции и другие общественные мероприятия, где мы узнаем, что вынужденные переселенцы с востока Украины в соседних регионах получают стол и кров. Найти жилье, работу им помогают волонтеры, службы Красного Креста, религиозные общины.

В Запорожье жителей из Донецкой и Луганской областей расселили в общежитиях, гостиницах, санаториях-профилакториях и детских лагерях. В помощь этим людям в супермаркетах стоят тележки, куда неравнодушные граждане кладут, чего не жалко. Я видела в «Варусе» такую показательную тележку: мыло, шампунь, чистящие средства, упаковка памперсов и среди этой «химии» коробки с печеньем (!). Переселенцам помогают снять жилье, а зампредседателя запорожской облгосадминистрации Петр Гончарук, дабы упредить стяжательство арендодателей, на прошлой неделе пригрозил отследить тех, кто попытается нажиться на бедствующем населении востока Украины. Сомневаюсь, что после такого предупреждения кто-то захочет сдать жилье вынужденному переселенцу.

Разные прибывают люди из зоны АТО – одни быстро адаптируются на новом месте, начинают трудиться, но случаются, как не на камеру высказались волонтеры, и иждивенцы. Например, расселенные на Хортице дончане сетовали на отсутствие Интернета, и требовали провести его на остров. Некоторые несознательные не работу ищут, а подают в соцслужбы продуктовые заказы, чтобы туда обязательно были включены и десерт, и молочка, и сардельки. Однако службы помощи, прежде всего, заботятся о молодых мамах, малышах и стариках. Здоровым мужчинам не отказывают в поселении, но за собственный счет, кроме этого они уже поставлены на воинский учет.

Сталкиваются волонтеры и соцработники и со псевдопереселенцами, например, цыганами, выдающими себя за беженцев из Славянска. В мирное время в этом многострадальном городе была зарегистрирована значительная часть представителей указанной национальности, но они давно сменили место фактического пребывания. Осели и в Запорожье. В данный период уличены в том, что, предъявляя паспорт с пропиской в Славянске, получали продукты на весь табор. Волонтеры вынуждены выявлять фальшивых переселенцев-«ромел», собирая ценные сведения у торгующих на рынке «Анголенко» предпринимателей.

Напомним, ежесуточно в Запорожье прибывает более ста граждан с востока Украины, в то время как месяц назад эта цифра составляла 40 человек.

Своим решением Кабмин Украины еще 2 июля 2014 года распорядился, с одной стороны, при помощи спецкомиссии выяснить, не нагревают ли руки на АТО недобросовестные чиновники. С другой – начать компенсировать учреждениям курортно-отельного бизнеса 75% расходов на проживание одного человека в сутки, если эта сумма не превышает 200 гривен. То есть 150 гривен на нос. Об этом и известила замминистра соцполитики Наталья Федорович. Общую сумму, выделенную на компенсации в целом по Украине, замминистра не назвала, но можно подсчитать: в месяце 30–31 день, итого сумма на человека в месяц – 4500–4650 грн.

Сегодня Запорожская область, в частности Бердянск и Мелитополь, принимает наибольшее количество вынужденных переселенцев. И об этом недавно говорила Наталья Федорович. Также упоминала Харьковскую, Одесскую и Днепропетровскую области. При этом не преминула отметить, что примерно 45% от суммы компенсации расходов на содержание покинувших зону АТО предназначены на Львовскую область, и мотивировала: туда с марта текущего года прибыли около трех тысяч жителей Крыма и Донбасса. А как на остальных как минимум тридцать тысяч рассеянных по Украине поделить оставшиеся 55%? И сколько их уходит самих по себе, куда глаза глядят?

Вряд ли бы я задумалась об этом, если бы не поездка в Бердянск. Предлагаю небольшую зарисовочку, так сказать, с натуры…

…В минувшее воскресенье спозаранку бросила в сумку купальник с пляжным полотенцем и отправилась до вечера «на юга». Тойота давнего друга домчала из Запорожья за час с небольшим. На часах не было еще семи, как мы уже в Бердянске. Подумала, еще успею накупаться, зайду-ка поздороваться к хозяйке частного мини-отеля, где я раньше с удовольствием останавливалась. Позвонила в калитку, вышла хозяйка, и то ли обрадовалась, то ли огорчилась:

– Что же ты не предупредила? У меня все забито.

– О, удавшийся сезон?

– Да какое там – переселенцы из Донбасса. Да ты проходи, я что-нибудь придумаю.

– Не стоит, я до вечера.

На столе быстро появился кофе, разговорились.

– Представляешь, «сидят» у меня уже больше месяца и каждый день продлевают (проживание). Просыпаются, и давай артелью лепить вареники, супы варить. Донецкие и раньше у меня отдыхали, но чтобы по утрам готовить… Они завтракали в ближайшем кафе, потом на море, а по вечерам организовывали барбекю, шашлык, зазывали к столу всех остальных отдыхающих, и рассказывали житомирчанам, полтавчанам, киевлянам о том, как шахты дают угля, – сокрушалась хозяйка. – Я вчера им говорю, что же вы готовых пельменей не купите, а они как-то виновато улыбаются, видно, денег впритык…

– А как ведут себя – не шумят?

– Нет, что ты! Очень собранные, что-ли, молчат, тихонько между собой переговариваются, детей рано спать укладывают.

– У тебя одна семья живет?

– Нет, люди из Краматорска, Тореза, Красного Луча, Донецка – но они все делают сообща, будто точно – одна семья.

Где-то к девяти утра наш разговор прервал резкий звонок с улицы. Хозяйка вышла, через несколько минут вернулась.

– Вот уже пошел Луганск (жители Луганщины, – Н.Н.), – рассказала. – А где я им предоставлю место, если у меня никто не выезжает?.. Некоторые, кстати, собираются у меня зимовать.

– А почему бы им не приобрести за городом жилье подешевле?

– Приобретают. Вот недавно выехала семья, купив дачу под Запорожьем. Еще одни направились в Россию – родня позвала. Так на их место следующие идут…

…Звонить в калитку продолжали каждые последующие пять-десять минут. Шли семьями с детьми, младенцами в колясках, баулами, казалось, нескончаемым потоком, и в каждый двор просились на постой… Поняв, что разговора уже не получается, попрощавшись, отправилась на берег – день-то не вечен.

– Ты приходи на борщ, обедать, – бросила вслед бердянская предпринимательница.

– Обязательно, – буркнула я в полной уверенности, что обещания не сдержу.

Как-то уже не хотелось видеть отчаянное положение далеко не отчаявшихся людей, привыкших видеть город у синего моря местом наилучшего для себя отдыха, а теперь привыкающих к нему как к временному, надеемся, прибежищу.

Тут же подумалось о ветировании нашим президентом закона «О правовом статусе лиц, вынужденных оставить места проживания вследствие оккупации АРК и Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины». Об этом гласит сайт ВР 17 июля. По мнению главы государства, закон «в целом имеет, скорее, декларативный характер» и не предусматривает механизмов предоставления социальных, экономических и правовых гарантий для переселенцев. Также подверглось критике определение понятия «переселенец» – «вынужденная смена человеком места проживания», которое может распространиться не только на лиц, оказавшихся в обстоятельствах в связи с событиями в Крыму и проведением АТО, а на более широкий круг лиц.

Ранее, 9 июля, переселенцы собрались у здания Минсоцполитики, дабы выразить свой протест по поводу политики государства в отношении людей, которые вынуждены были выехать из зоны АТО. Им, в частности, не предоставлены должные условия проживания, многие не получают положенные выплаты. Во время акции протеста к митингующим вышел «социальный» замминистра Виктор Иванкевич и… обозвал людей «барыгами».

Если бы не добровольцы, оказывающие помощь в решении проблем беженцев, доставки продуктов, лекарств – и это, повторюсь, без контроля со стороны государства, – как бы оно отчитывалось о направлении компенсационных средств для бегущих от войны?

А пока «суть да дело», большинство жителей восточных областей Украины занимаются распространенным у нас в стране спасением себя, утопающих. Только когда это «потопление» прекратится – вопрос.

А также, почему население не возвращается в освобожденные города? Все элементарно: они не хотят жить в разрухе.

Наталья НЕСТЕРЕНКО


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в