misto.zp.ua

Выбор веры – выбор судьбы

Выбор веры – выбор судьбы

Главный юбилей 2015 года – 1000-летие преставления Великого князя Киевского Владимира Святославича, крестившего Русь по канонам православного христианства. За это он впоследствии был причислен к лику равноапостольных – т.е. тех святых, которые своими трудами повторили миссионерский подвиг избранных учеников Христовых. Таковых святых очень немного – гораздо меньше, чем собственно апостолов (от 12-ти, от 70-ти плюс «апостол языков» Павел-Савл).

Кроме кн. Владимира, в лике равноапостольных прославлены его бабка княгиня Ольга, просветители славян Кирилл и Мефодий, просветитель Болгарии архиепископ Климент Охридский, царица Грузии Нина, ромейский (византийский) император Константин Великий и его мать царица Елена, Мария Магдалина и первомученица Фекла. Вот почему каждый год 28 (15 по ст. ст.) июля, в день кончины пятого князя из династии Рюриковичей, в храмах на утрени возглашается: «Величаемъ тя, святый равноапостольный великій княже Владиміре, и чтимъ святую память твою, идолы поправшаго и всю землю Русскую святымъ Крещеніемъ просветившаго». Поскольку же дата массового крещения киевлян в днепровских водах неизвестна (предполагают, что это случилось 28 (15 по ст. ст.) августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы), то именно 28 июля церковь празднует День Крещения Руси.

Как известно, ради завладения великокняжеским престолом Владимир в июне 978 года то ли прямо распорядился убить своего старшего сводного брата Ярополка, имевшего неоспоримые права на трон, то ли дал понять своим воинам, что не стал бы карать их за злодеяние в Родне. А беременную жену убиенного брата узурпатор вынудил вступить с ним в брак. Незадолго до этого, впрочем, «любляше христианы» («любивший христиан») Ярополк стал виновником гибели своего родного младшего брата Олега, князя Древлянской земли, так как тот имел неосторожность озвучить собственные претензии на Киев, вследствие чего дети Святослава пошли друг на друга войной. Поэтому к моменту овладения стольным градом дружиной Владимира других претендентов на великокняжеский титул в живых не осталось.

При этом его победа в борьбе за единоличную власть представляется вполне закономерной. Само имя Владимiръ (или, скорее, Володимiръ по древнерусской огласовке) означает «Владеющий (или должный овладеть) Вселенной, Ойкуменой». По сути, данное имя – ни что иное как славяноязычная метафора императорского титула, звания «царя над царями». Такие имена просто так не давали. Имя же своему третьему сыну ярый империалист-завоеватель Святослав выбирал лично, вкладывая в него смысл, абсолютно понятный окружающим. В древности знали, что имя человека влияет на его судьбу. Недаром до того, как уверовать во Христа, воинственный Владимир был ментальной копией своего отца – в отличие от якобы «мягкотелого» Ярополка. «Не только сказочному герою, но и действительному человеку его имя не то предвещает, не то приносит его характер, его телесные и душевные черты в его судьбу», – утверждал выдающийся религиозный мыслитель Павел Флоренский.

И потом, почему этим именем Святослав нарек своего третьего сына, а не первого и не второго? Не потому ли, что великодержавные имперские амбиции окончательно созрели у него к моменту рождения младшего наследника?

Многозначителен и тот факт, что во святом крещении наш равноапостольный князь принял имя Василий, что в переводе с греческого означает Царский (к слову, титул ромейского императора – василевс; иногда пишут «базилевс»). Но почему Василий, а не, допустим, Петр, Андрей или Константин? Да потому, что Великий князь Киевский, очевидно, хотел, чтобы его новое христианское имя было красноречивым, говорящим. Не составляет труда заметить, что имена Владимир и Василий – по существу, синонимы. «Можно сказать, Владимир – это северный Василий, как и Василий – цареградский Владимир», – отмечает тот же Флоренский.

Как известно, Святослав Храбрый пытался построить громадное по своей территории государство имперского типа, а его столицей сделать болгарский город Переяславец. Надо полагать, Великий князь рассчитывал на то, что этот его проект непременно реализуют его сыновья (или один из них – допустим, все тот же Владимир), если у него самого не получится завершить сей грандиозный замысел при жизни. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

Впрочем, некоторые авторы из числа беллетристов все же приписывают Владимиру намерение увенчать свою главу царской короной (см., к примеру, роман Анатолия Ладинского «Когда пал Херсонес»: «… он хотел получить титул кесаря, который давал бы ему право носить диадему с жемчужными украшениями». Косвенным образом об имперских мечтаниях Владимира Крестителя свидетельствует тот факт, что в его правление и после на Руси утвердилась не глаголица, созданная равноапостольными Кириллом и Мефодием, а кириллица – алфавит, созданный в православном Болгарском царстве на основе греческого унциального (т.е. торжественного) письма. Не лишне, кстати, отметить, что первое Болгарское царство занимало почти весь Балканский полуостров, а его территория раза в четыре превышала территорию нынешней Болгарии. Много значит и тот факт, что Владимир стал первым русским государем, который стал чеканить собственные золотые и серебряные монеты, хотя технологией чеканки на Руси обладали, безусловно, задолго до того. Знаковой является и дата освящения Десятинной церкви – 12 (25 по ст. ст.) мая. Ведь 11 мая отмечается день «бытия богохранимого и святого Константинограда», т.е. день перенесения Константином Великим столицы Римской империи в город Византий, получивший с того времени новое имя. Таким образом, освящение соборного храма Руси именно 12 мая, когда в церковном календаре «ничего такого» вроде бы и нет – это однозначная заявка на преемственность в исторически обозримом завтра.

Промыслом Божиим пятый по счету русский автократор (т.е. самодержец) выбрал ту веру и то ее исповедание, которые приняла его бабка княгиня Ольга (во святом крещении Елена) – «мудрейшая из людей», по утверждению летописца. Это самый трудный, самый ответственный выбор, который только может сделать самодержавный властитель. Трудность не только в том, чтобы самому соответствовать идеалу христианского правителя (если верить «Повести временных лет», Владимир, сделавшись Василием, изменился до неузнаваемости), но и в том, чтобы устроить повседневную жизнь своих подданных на началах братской любви, милосердия, социальной справедливости.

Этот же выбор до сих пор влияет на судьбу тех славянских государств и православных народов, которые возникли и существуют на просторах домонгольской державы Рюриковичей, хотят того Украина, РФ, Беларусь и Молдова или нет. Да и те кровавые междоусобицы, которые ныне омрачают их взаимоотношения, возникли из уклонения от духа братской любви, воспитуемого в народах и политических лидерах православным христианством. Посему конфликты эти можно погасить только духом той веры, которую своим соплеменникам и современникам принес святой равноапостольный Владимир. Пожалуй, это главный, если не единственный урок, который все мы можем и поэтому должны вынести из ретроспективного обзора эпохи Владимира Крестителя.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в