misto.zp.ua

Смерть Федора Муравченко: Причины и последствия

8 февраля 2010 года перестало биться сердце великого запорожца, выдающегося человека, Героя Украины, руководителя конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс» Муравченко Федора Михайловича.

Смерть Федора Муравченко: Причины и последствияФедор Муравченко скончался на 81-м году своей жизни. Как заявили официально, он умер вечером, в 19-30, в центре экстремальной медицины 5-й городской больницы Запорожья. По этой версии, генеральный конструктор умер из-за хронического легочного заболевания, которое обострилось в последнее время. По версии же «Белой Стрелы» причина смерти легендарного человека была другой, и про это мы расскажем чуть ниже.

В связи со смертью выдающейся личности действующий Президент Украины Виктор Ющенко выразил свои соболезнования. Было перенесено заседание Кабмина, а участники нынешнего политического ралли в борьбе за президентское кресло даже изменили свои графики, чтобы прибыть в Запорожье на похороны Федора Михайловича (но из-за погоды эти планы не сбылись). Центральные телевизионные каналы, и не только украинские, но и российские передали в эфир сообщение о смерти выдающегося конструктора.

ЖИЗНЬ ГЕРОЯ

Родился Федор Михайлович 18 марта 1929 года и был восьмым из девяти детей в семье. Трехлетним мальчиком Федор перенес лютый год украинского голода, унесшего жизнь семерых детей семьи. Выжил только он и его старший брат Ваня. С 15 лет Федор Михайлович уже тяжело работал, начиная свой долгий трудовой путь в кузне. В 1954 году Федор Муравченко окончил Харьковский авиационный институт с красным дипломом. Сразу же после окончания вуза молодой инженер начал работать в Запорожском ОКБ № 478, известном сегодня во всем мире как КБ «Ивченко-Прогресс». С первых же дней своей работы в конструкторском бюро Федор Муравченко приступил к выполнению сложнейших инженерных задач в области авиамоторостроения, которые диктовались научно-техническим прогрессом того периода времени. Под руководством Александра Ивченко, который возглавлял КБ, сформировалась уникальная команда высококлассных инженерных кадров, в которой зрел и профессионально рос будущий Герой Украины.

В 1959-м в конструкторском бюро была создана бригада запуска двигателей, а Федор Михайлович был назначен ее руководителем. Впервые в СССР коллектив под руководством Муравченко успешно справился с задачами по разработке воздушной системы запуска газотурбинных двигателей, которая пришла на смену устаревшим электрическим системам запуска. Следующим инженерным достижением команды под руководством Федора Муравченко стала конструкторская разработка и инновационные решения кольцевых камер сгорания.

В 1965 году Федор Муравченко, как конструктор возглавил перспективный проект по внедрению авиационных технологий в другие отрасли народного хозяйства СССР, и под его руководством на базе авиационных технологий были разработаны уникальные решения для буровых и корабельных установок. В 1967 году Муравченко стал заместителем главного конструктора КБ.

В 70-х годах Федор Муравченко предложил идею создания вертолетного газотурбинного двигателя Д-136 мощностью свыше 11 тысяч л.с., который впервые в мире поднял самый тяжелый, в то время, вертолет МИ-26. Впоследствии планка КБ была поднята еще выше – коллектив взялся за разработку уникального двигателя Д-18Т для самого большого в мире самолета АН-124 («Руслан»). В 1982 году супертяжеловес «Руслан» совершил свой первый полет.

В 1984 году Федору Муравченко была присуждена Государственная премия СССР. В 1989 году Федор Михайлович Муравченко возглавил конструкторское бюро.

При непосредственном участии и под руководством Федора Муравченко созданы авиадвигатели, которые эксплуатируются на самолетах: Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія», Ан-140, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148 и на вертолете Ми-26. А также на создаваемых самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226, «Ангел».

Федор Муравченко является автором более 180 научных работ и публикаций, имеет 42 авторских свидетельства на изобретения. Именно Муравченко предложил и обосновал базовые концепции комплексного решения создания и доводки семейства высокоэффективных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эти уникальные силовые установки не имеют аналогов в отечественном авиадвигателестроении, а в отдельных примерах и в мировой практике. Федор Муравченко является автором модульной конструкции авиационных двигателей и высоконадежных опор роторов турбины, работающих в сложных условиях.

Авторитетнейшей Международной инженерной академией Федору Михайловичу было присвоено звание «Выдающийся инженер XX столетия». Федор Муравченко является доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом Национальной академии наук Украины, лауреатом государственных премий СССР и Украины, кавалером многих орденов и медалей, Героем Украины, и имеет многочисленные почетные звания и общественные награды. Федор Муравченко является заслуженным деятелем науки и техники, а также обладателем звания «Почетный гражданин города Запорожье», которое было присвоено ему решением горсовета за большой личный вклад в развитие науки и промышленности Украины и Запорожского региона, а также за весомый вклад в социально-экономическое развитие города Запорожья.

ТРАГЕДИЯ В ИРКУТСКЕ

Пожалуй, авиакатастрофа в Иркутске унесла не только жизни многих людей, но и существенно сократила продолжительность жизни самого Федора Муравченко. По его личному признанию, сделанному им еще живым, день 6 декабря 1997 года навсегда остался в его памяти.

День, когда самолет АН-124 («Руслан»), взлетая с иркутского аэродрома, потерпел крушение, упав на жилой дом. Погибли десятки людей. Госкомиссия утверждала, что причиной катастрофы стали помпажи двух двигателей Д-18Т и отказ электромагнитного клапана на третьем двигателе. Федор Муравченко остро воспринял вывод госкомиссии и посчитал своим личным долгом выяснить все обстоятельства авиакатастрофы, проведя тщательное исследование ее причин. Сверхответственный конструктор не мог поверить, что люди погибли из-за конструктивных недоработок созданного им двигателя.

Федор Муравченко провел фундаментальные исследования для установления истинных причин остановки двигателей, в результате которых было доказано, что проблема заключалась не в двигателях, а в малоизученных свойствах воды. Исследовательский ум гения не только доказал безосновательность обвинений в сторону моторостроителей, но и продемонстрировал всю многогранность своих уникальных возможностей. Итогом проведенной работы явилось появление на свет целой серии научных статей, где Федор Муравченко изложил свое оригинальное видение современных проблем воды. В этих работах он раскрылся не только как талантливый естествоиспытатель, но и как философ, имеющий основательный духовный фундамент.

Например, рассуждая в своей работе о природе воды, Федор Михайлович писал: «Для воды пар является ее интеллектом и душой. А душа бессмертна. Этот симбиоз появился на Земле одним из первых, является одним из главных правителей, создавших условия для жизни на Земле, и уйдет с нашей Земли последним».

Известно, что в ходе труднейшей исследовательской работы над установлением причин гибели самолета, Федор Муравченко провел целую серию экспериментальных опытов, и на одном из них получил ожег легких жидким азотом.

КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс» является государственным предприятием и полностью звучит как ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко». Это государственное предприятие входит в состав Министерства промышленной политики Украины.

Сферой деятельности КБ «Ивченко-Прогресс» является: проектирование, изготовление, сертификация, ремонт, испытание, доводка и постановка на серийное производство газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения.

Исторически сложилось, что КБ «Прогресс» неразрывно было связано с крупным запорожским моторостроительным предприятием ОАО «Мотор Сич». Если первое всегда было и оставалось государственным предприятием, то за короткую историю Украины «Мотор Сич» претерпело целый ряд акционерных пертурбаций, в результате которых контроль над предприятием перешел в частные руки. Возглавляет «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, который и является основным акционером завода по производству авиадвигателей. 

Известно, что отношения между руководителями двух мощных структур были непростыми. Вячеслав Богуслаев – представитель новой формации, бизнесмен и промышленник, для которого производство авиадвигателей стало личным бизнесом. Федор Муравченко же всегда придерживался приоритетности государственных интересов и считал, что такого уровня предприятия – это достояние народа и они не могут принадлежать частному бизнесу.

Благодаря такой жизненной позиции Федора Муравченко, государственное конструкторское бюро «Прогресс» было сохранено от разграбления, начиная со смутных времен начала 90-х годов, вплоть до наших дней. И не только сохранено, но и выведено на совершенно новый качественный уровень своего развития.

Чего это только стоило Федору Михайловичу, поведать смог бы только он сам, но к глубочайшему сожалению, мы про это уже никогда не узнаем. Остается лишь только догадываться, сколько здоровья положил Федор Муравченко, чтобы сохранить КБ, развить и приумножить уникальное достояние украинской государственности.  

Несмотря на все личные усилия Муравченко по сохранению государственного предприятия, все-таки, периодически КБ «Прогресс» появлялось в списке кандидатов на приватизацию. Удивительно, как искренне и бескомпромиссно ратовал за государство этот легендарный человек, и как этим же государством все время предавался. Наверняка, Федор Муравченко понимал, что рано или поздно его усилий окажется недостаточно и конструкторское бюро перейдет под контроль олигархических интересов. Именно поэтому, генеральный конструктор все время искал способы защитить предприятие от неминуемой приватизационной участи.

Вынужденную защиту он видел в объединении с «Мотор Сич». Именно вынужденную, так как очень долго не соглашался на взаимозависимый союз, но постоянная угроза того, что государство выставит КБ на продажу, подтолкнула Федора Муравченко к движению в сторону «Мотор Сич».

12 января 2007 года ОАО «Мотор Сич» и ЗМКБ «Прогресс»  подписали учредительный договор о создании объединенной «Корпорации Ивченко». Задачей объединения было сохранить целостность авиамоторостроительного комплекса и получить ряд конкурентных преимуществ, благодаря приобретенной законченности всего производственного цикла. Объединение позволило оптимизировать все исследовательские и производственные процессы двух отраслевых предприятий авиационного рынка.

Федор Муравченко неоднократно подчеркивал, что это объединение для него не только шаг в укреплении позиций КБ, но и возможность сохранить трудовой коллектив и улучшить их условия труда, что для генерального конструктора всегда было приоритетным в его деятельности.
Несмотря на подписание этого документа, все-таки, это объединение не стало юридически законченным. Два предприятия как были, так и остались отдельными структурами, а объединяющее слово «корпорация» носило лишь маркетинговый смысл. В реальности же, юридически никакой корпорации не существовало.

СМЕРТЬ ЛЕГЕНДЫ

Умер Федор Михайлович на 81-м году своей жизни. Несмотря на то, что в последнее время его здоровье было уже, конечно же, не богатырским, и он страдал сердечными расстройствами, тем не менее, известно, что даже в таком преклонном возрасте он до последнего сохранял потрясающую остроту ума, чувство юмора, был открытым, общительным, и энергичным. Выше мы уже упоминали, что на одном из экспериментов Федор Муравченко получил ожег легких, а официальная версия его смерти была заявлена как хроническое легочное заболевание.

Но у «Белой Стрелы» есть и неофициальная версия. Как всем известно, в воскресенье, 7 февраля в Украине проходил второй тур выборов Президента. А с 3 февраля Федор Муравченко находился на профилактическом лечении в больнице предприятия «Мотор Сич». Безусловно, несмотря на режим лечения, Федор Михайлович планировал голосовать, так как был сознательным гражданином, настоящим патриотом, и всегда имел свою четкую политическую позицию. Принять участие в голосовании для него значило намного больше, чем просто поставить галочку в бюллетене.

5 февраля в больницу поступили избирательные списки от участка, расположенного в средней школе № 12. Каково же было его разочарование, когда выяснилось, что его имени там нет. В списках были имена абсолютно всех пациентов, и всего медицинского персонала, дежурившего в это воскресенье, но не было имени генерального конструктора всемирно известного конструкторского бюро. Последние утверждения списков были сделаны 3 февраля, и после этой даты внести в список избирателя было уже проблематично. Федор Михайлович очень сильно разволновался.

Его дочь начала выяснять причины такого недоразумения. Члены комиссии заявили, чтобы Муравченко обращался в Шевченковский суд. Пожилой человек, еще сильнее расстроился такому повороту событий. До самого дня голосования Федор Муравченко не был включен в список, и именно из-за этого у него произошло сердечное обострение на фоне его хронических заболеваний. Вечером воскресного дня состояние Федора Михайловича резко ухудшилось. Он был переведен в реанимацию центра экстремальной медицины, где его сердце и остановилось. Легенда авиастроения и последний из великих соотечественников умер за право своего выбора. Запорожье похоронило Федора Муравченко 10 февраля 2010 года.

Смерть Федора Муравченко – это трагедия. Умер не просто великий человек, а целая эпоха. Он был последним оплотом и защитником уникальнейшего высокоинтеллектуального предприятия, известного на весь мир. Он был последним, кто никогда бы не позволил это народное достояние пустить с молотка. Муравченко был Государственником с большой буквы и истинным патриотом своего народа. После его смерти, наверняка, акционерные процессы вокруг КБ «Ивченко-Прогресс» значительно активизируются. И вполне вероятно, что вскоре произойдет слияние в новое акционерное общество двух предприятий авиационной отрасли – КБ «Ивченко-Прогресс» и ОАО «Мотор Сич», а в будущем государственное конструкторское бюро перестанет быть достоянием народа Украины. Умер его Герой. Остановился Мотор.

Виталий СТРЕЛЬЦОВ, газета Белая Стрела


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Евгений | 11.12 2017 в 18:09
Преклоняюсь!

Прогресс | 03.11 2012 в 15:30
Статью занесли в википедию

Прогресс | 03.11 2012 в 15:29
Статью занесли в википедию

Светлана | 29.03 2011 в 14:31
Федор Муравченко - укрaїнською звучить - достойник. Нам є ким пишатися і брати добрий приклад з цієї світлої у всіх відношеннях Людини. А то все сміття - 9861сгорить. Будьте в цьому впевнені.

Светлана | 29.03 2011 в 14:31
Федор Муравченко - укрaїнською звучить - достойник. Нам є ким пишатися і брати добрий приклад з цієї світлої у всіх відношеннях Людини. А то все сміття - 9861сгорить. Будьте в цьому впевнені.

томас | 13.02 2011 в 19:21
здрасте

Запорожец | 02.09 2010 в 12:54
Полгода уже прошло, а кто-то знает как сейчас дела на КБ ?

Михаил Степанович | 10.04 2010 в 00:44
Хорошо написали.. Вечная память.

Александр | 21.02 2010 в 12:53
=(((

Самолет ИЛ-28Р | 20.02 2010 в 16:19
Моего хозяина, Ф.Муравченко, отравил регионал из Заполрожья, депутат Сухийдолин!

моторовец | 20.02 2010 в 14:13
Респект за статью! Земля пухом.

Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "Белая Стрела" - антикоррупционное правозащитное издание Запорожья, публикующее острые материалы о фактах нарушения Закона, коррупционерах, правонарушителях, преступниках. Газета "Белая Стрела" имеет активную гражданскую позицию и расчитана на аудиторию социально-активных читателей, интересующихся реальным положением дел в региональной политике, экономике, сообществе. Газета "Белая Стрела" публикует интересные материалы о громких событиях, актуальные репортажи и собственные журналистские расследования.

Газета "Белая Стрела" распространяется в городе Запорожье и Запорожской области. Издание продается в розничной сети прессы, а также имеет подписные индексы. Газета выходит еженедельно в четверг.

Контакты

Адрес:
69035, г. Запорожье, пер. Котельный 2
Телефоны:
редакция - 222-30-06
факс - 34-86-71
Веб-сайт:
www.strela.zp.ua
E-mail:

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в