misto.zp.ua

Трансцендентная грязь

Если в 2012 году планету Земля все-таки постигнет глобальная катастрофа то Украина, наверняка, в гиену огненную попадет в числе первых. Поcкольку то, что происходит у нас в стране не иначе как предшествующими апокалипсису и предрекаемыми еще Библией «последними временами» не назовешь. Давно поразившая отечественную политику и многие другие сферы нашей жизни болезнь под названием подмена понятий теперь добралась и до самой интимной и незащищенной зоны этой самой жизни – культуры и искусства.

Эпатажность - это лишь один из способов прикрыть отсутствие таланта

Почему интимной и незащищенной? Потому, что именно искусство во многих случаях минуя защитный барьер разума апелирует напрямую к человеческой душе. Но если раньше целью искусства было вызвать в этой самой душе ощущение катарсиса, то есть духовного очищения, то сегодня все с точностью до наоборот.

Ощущение, что в душе грязно наследили – пожалуй так можно описать чувства, оставшиеся после просмотра последней экспозиции в одной из самых посещаемых галерей нашей страны Пинчук Арт центр. Данная галерея — это проект Фонда Виктора Пинчука в области культуры и один из наибольших Центров Современного Искусства в Восточной Европе. В Киеве, в центре города, на Бессарабской площади на четырех этажах и трех тысячах квадратных метрах разместилась выставка с интригующим названием «Сексуальность и трансцендентность».

В двадцати просторных залах, с матовыми и тщательно выбеленными стенами, как в палатах госпиталя, разместили работы девятнадцати знаменитых и не очень знаменитых художников современного мирового и украинского искусства, работы полностью лишенные как смысла, так и положительного эстетического содержания.

Люди, переступая порог Пинчук Арт центра, разглядывая экспонаты и ходя по залам, с выражением непонимания, иногда отвращения, у некоторых изредка улыбки, насмешки, а кто то пытается вдумываться, но тщетно. Смысл некоторых работ понять очень сложно а порой просто невозможно. С чем можно согласится, так это с тем, что кураторы выставки наглядно продемонстрировали тенденции искусства нашего времени, где уродство и шизофрения превалирует над красотой и здравым смыслом.

Демонстрируемая на огромном экране и одной из зал видео инсталяция Пола МакКарти «Мясо моряка», в котором художник надевает женский парик и имитирует в номере отеля секс с самим собой, куском мяса и кетчупом, может просто, как сказали бы завсегдатаи Интернета, «вынести неподготовленный мозг». Рядом на таком же экране показывают видеоролик этого же автора, где актер с воплями кувыркается в кровати испещренной навозом, при этом, отрезает себе части тела, издавая крайне противные звуки. Кроме улыбки, эти вещи могут вызвать только разочарование о потраченном времени. Прикованная девушка Маурицио Каттелана вызывает совсем уж мрачные асоциации. Каттелан подал зрителю светловолосую с гладкой кожей женщину, грубо прикованную к смертному одру, без единого признака как смерти так и жизни. Складывается впечатление, что девушку приковал к койке фанатик врач-психопат, так как иное объяснение сложно предположить.

А расположенная в соседнем зале инсталляция Яна Фабра «Фонтан света (как молодой художник)», изображающая эякулирующего на могильных плитах силиконового автора, окончательно добьет зрителя в момент, когда «фонтан света», то есть якобы спермы, ударит из фаллоса в потолок.

Не забывает о гениталиях и очень дорогой мастер Такаши Мураками со своей сделанной из стекловолокна скульптурой «Одинокий ковбой», у которой извергаемый «фонтан» застыл и превратился в лассо. (Кстати, аналогичный «Одинокий ковбой» был продан в 2008-м на аукционе Sotheby’s за 15,2 млн долларов). В этом же зале представлена аналогичная скульптура «Гиперон» изображающая женскую фигуру сжимающую гипертрофированные груди из которых вырывающиеся струи молока застыли образуя колькольцо.

По соседству с Мураками — экспозиция работ модного и тоже очень дорогого фотографа Ричарда Принса. Зал называется «Комната медсестер» и представляет собой инсталляцию, где главное место занимают фото, имитирующие дешевые порноснимки, и шкаф с разнообразными шапочками медсестер. Принс славится тем, что переснимает известные произведения, слегка переиначивая их на свой лад. И зарабатывает большие деньги — так, за принсовскую фотографию «Неизвестный ковбой», которая является интерпретацией рекламы сигарет «Мальборо», выложили в 2008-м на аукционе Christie’s 1,248 млн долларов.

А как вам фотографии пары обнаженных бомжей «работающих» в постановочных кадрах, выворачивающих наизнанку своей откровенностью? Да, бомжи тоже люди, да они любят, страдают...Но не называйте это искусством! Это может быть социальная акция, привлечение к проблемам других слоев общества, да что угодно.. но не Искусство...

А если это серии черно-белых фотографий, где пожилой обнаженный мужчина «развлекается» с фаллоимитатором и резиновой клизмой... Или не так — обнаженный пожилой мужчина проделывает некие манипуляции с искусственным мужским половым органом, рождая ассоциации с известными образами — от античного дискобола до роденовского «Мыслителя» и автопортретов Сальвадора Дали...

Что вынесет для себя зритель из данной выставки кроме чувства угнетенности и отвращения сложно себе представить.

« Эту выставку широко разрекламировали. Но я наверно чего -то не понимаю в этом социуме – говорит посетительница Татьяна. - Повсюду цензоры запрещают порнографию и наезжают на рекламу нижнего белья, осуждая в излишней откровенности. И тут такое - на выставке общегосударственного масштаба! Я вышла оттуда с гнетущим впечатлением и мутным осадком на душе. Осталось такое чувство, будто меня обокрали. Что-то этот мир теряет. И то, что приходит взамен, не восполняет потери, а лишь суррогат. Это грустно».

А вот что ответил сам Виктор Пинчук на вопрос для чего он проводит в Киеве подобные выставки и не кажется ли ему, что они носят явно аморальный характер?

«Я уверен: в сегодняшнем мире современное искусство - одна из самых мощных революционных сил. Наш долг - давать вам возможность видеть самое новое, востребованное и спорное в нем. Обсуждать, делать выводы. Воспользоваться этим или нет - выбор каждого – говорит бизнесмен. - Будет ханжеством отрицать очевидное: любовь и секс - главная тема всех художников Земли с древности и доныне, чувственный источник вдохновения. Может, непривычен только новый подход к этой вечной теме, новый взгляд на нее. Но все выставки мы и проводим как раз для того, чтобы в Украину проникали самые актуальные тренды современного искусства и художественного мышления. Видите ли, современный культурный мир действительно так мыслит. И без таких выставок его невозможно понять. Не понимая мир вокруг себя, в нем невозможно быть успешным - а я хочу, чтобы в завтрашнем мире моя страна и народ были в верхней части таблицы.

Непонимание вызывает неприятие. Можно раздражаться от того, что не можешь прочесть инструкцию к телевизору на английском, или от того, что не умеешь пользоваться новой компьютерной программой. А можно попытаться разобраться, понять, выучить. И я уверен, что больше шансов выиграть есть именно у тех, кто каждый день стоит в очереди на выставки самых выдающихся художников современности в нашем арт-центре, чтобы понять этот новый мир, взломать этот культурный код, расшифровать этот "геном успеха".

В рамках этой «художественной акции» свои работы представили известные на западе представители современного искусства Такаши Мураками, Тино Сегал, Синди Шерман, Пол Маккартни, Аниш Капур, AES+F, Илья Чичкан и Борис Михайлов. По замыслу организаторов «провокативные и эпатажные» работы этих с позволения сказать художников, должны увести зрителя в ту самую трансцендентность. Что ж, если немытые бомжи показывающие свои гениталии и есть, как выразился господин Пинчук, «самое новое и востребованное в искусстве», если мастурбация на могильных плитах и есть «новым зашифрованным кодом, новым геномом успеха», а трансцендентность сегодня равно отвращение, то художники эти вполне добились желаемого эффекта. Другой вопрос, зачем плодами чьего-то больного воображения, кощунсвенной порнографией, которой и так полон Интернет, заполнять огромную галерею в центре столицы, да и еще называть это современным исскуством? Нам что настолько не чем гордится? Неужели этот комок грязи в лицо зрителю и вправду современное искусство? Но в таком случае оно неизлечимо больно так же как эти творцы и те, кому подобные извращения пришлись по вкусу, а мир и действительно катится в пропасть.

Екатерина ПЕРШАКОВА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в