Если в 2012 году планету Земля все-таки постигнет глобальная катастрофа то Украина, наверняка, в гиену огненную попадет в числе первых. Поcкольку то, что происходит у нас в стране не иначе как предшествующими апокалипсису и предрекаемыми еще Библией «последними временами» не назовешь. Давно поразившая отечественную политику и многие другие сферы нашей жизни болезнь под названием подмена понятий теперь добралась и до самой интимной и незащищенной зоны этой самой жизни – культуры и искусства.
Эпатажность - это лишь один из способов прикрыть отсутствие таланта
Почему интимной и незащищенной? Потому, что именно искусство во многих случаях минуя защитный барьер разума апелирует напрямую к человеческой душе. Но если раньше целью искусства было вызвать в этой самой душе ощущение катарсиса, то есть духовного очищения, то сегодня все с точностью до наоборот.
Ощущение, что в душе грязно наследили – пожалуй так можно описать чувства, оставшиеся после просмотра последней экспозиции в одной из самых посещаемых галерей нашей страны Пинчук Арт центр. Данная галерея — это проект Фонда Виктора Пинчука в области культуры и один из наибольших Центров Современного Искусства в Восточной Европе. В Киеве, в центре города, на Бессарабской площади на четырех этажах и трех тысячах квадратных метрах разместилась выставка с интригующим названием «Сексуальность и трансцендентность».
В двадцати просторных залах, с матовыми и тщательно выбеленными стенами, как в палатах госпиталя, разместили работы девятнадцати знаменитых и не очень знаменитых художников современного мирового и украинского искусства, работы полностью лишенные как смысла, так и положительного эстетического содержания.
Люди, переступая порог Пинчук Арт центра, разглядывая экспонаты и ходя по залам, с выражением непонимания, иногда отвращения, у некоторых изредка улыбки, насмешки, а кто то пытается вдумываться, но тщетно. Смысл некоторых работ понять очень сложно а порой просто невозможно. С чем можно согласится, так это с тем, что кураторы выставки наглядно продемонстрировали тенденции искусства нашего времени, где уродство и шизофрения превалирует над красотой и здравым смыслом.
Демонстрируемая на огромном экране и одной из зал видео инсталяция Пола МакКарти «Мясо моряка», в котором художник надевает женский парик и имитирует в номере отеля секс с самим собой, куском мяса и кетчупом, может просто, как сказали бы завсегдатаи Интернета, «вынести неподготовленный мозг». Рядом на таком же экране показывают видеоролик этого же автора, где актер с воплями кувыркается в кровати испещренной навозом, при этом, отрезает себе части тела, издавая крайне противные звуки. Кроме улыбки, эти вещи могут вызвать только разочарование о потраченном времени. Прикованная девушка Маурицио Каттелана вызывает совсем уж мрачные асоциации. Каттелан подал зрителю светловолосую с гладкой кожей женщину, грубо прикованную к смертному одру, без единого признака как смерти так и жизни. Складывается впечатление, что девушку приковал к койке фанатик врач-психопат, так как иное объяснение сложно предположить.
А расположенная в соседнем зале инсталляция Яна Фабра «Фонтан света (как молодой художник)», изображающая эякулирующего на могильных плитах силиконового автора, окончательно добьет зрителя в момент, когда «фонтан света», то есть якобы спермы, ударит из фаллоса в потолок.
Не забывает о гениталиях и очень дорогой мастер Такаши Мураками со своей сделанной из стекловолокна скульптурой «Одинокий ковбой», у которой извергаемый «фонтан» застыл и превратился в лассо. (Кстати, аналогичный «Одинокий ковбой» был продан в 2008-м на аукционе Sotheby’s за 15,2 млн долларов). В этом же зале представлена аналогичная скульптура «Гиперон» изображающая женскую фигуру сжимающую гипертрофированные груди из которых вырывающиеся струи молока застыли образуя колькольцо.
По соседству с Мураками — экспозиция работ модного и тоже очень дорогого фотографа Ричарда Принса. Зал называется «Комната медсестер» и представляет собой инсталляцию, где главное место занимают фото, имитирующие дешевые порноснимки, и шкаф с разнообразными шапочками медсестер. Принс славится тем, что переснимает известные произведения, слегка переиначивая их на свой лад. И зарабатывает большие деньги — так, за принсовскую фотографию «Неизвестный ковбой», которая является интерпретацией рекламы сигарет «Мальборо», выложили в 2008-м на аукционе Christie’s 1,248 млн долларов.
А как вам фотографии пары обнаженных бомжей «работающих» в постановочных кадрах, выворачивающих наизнанку своей откровенностью? Да, бомжи тоже люди, да они любят, страдают...Но не называйте это искусством! Это может быть социальная акция, привлечение к проблемам других слоев общества, да что угодно.. но не Искусство...
А если это серии черно-белых фотографий, где пожилой обнаженный мужчина «развлекается» с фаллоимитатором и резиновой клизмой... Или не так — обнаженный пожилой мужчина проделывает некие манипуляции с искусственным мужским половым органом, рождая ассоциации с известными образами — от античного дискобола до роденовского «Мыслителя» и автопортретов Сальвадора Дали...
Что вынесет для себя зритель из данной выставки кроме чувства угнетенности и отвращения сложно себе представить.
« Эту выставку широко разрекламировали. Но я наверно чего -то не понимаю в этом социуме – говорит посетительница Татьяна. - Повсюду цензоры запрещают порнографию и наезжают на рекламу нижнего белья, осуждая в излишней откровенности. И тут такое - на выставке общегосударственного масштаба! Я вышла оттуда с гнетущим впечатлением и мутным осадком на душе. Осталось такое чувство, будто меня обокрали. Что-то этот мир теряет. И то, что приходит взамен, не восполняет потери, а лишь суррогат. Это грустно».
А вот что ответил сам Виктор Пинчук на вопрос для чего он проводит в Киеве подобные выставки и не кажется ли ему, что они носят явно аморальный характер?
«Я уверен: в сегодняшнем мире современное искусство - одна из самых мощных революционных сил. Наш долг - давать вам возможность видеть самое новое, востребованное и спорное в нем. Обсуждать, делать выводы. Воспользоваться этим или нет - выбор каждого – говорит бизнесмен. - Будет ханжеством отрицать очевидное: любовь и секс - главная тема всех художников Земли с древности и доныне, чувственный источник вдохновения. Может, непривычен только новый подход к этой вечной теме, новый взгляд на нее. Но все выставки мы и проводим как раз для того, чтобы в Украину проникали самые актуальные тренды современного искусства и художественного мышления. Видите ли, современный культурный мир действительно так мыслит. И без таких выставок его невозможно понять. Не понимая мир вокруг себя, в нем невозможно быть успешным - а я хочу, чтобы в завтрашнем мире моя страна и народ были в верхней части таблицы.
Непонимание вызывает неприятие. Можно раздражаться от того, что не можешь прочесть инструкцию к телевизору на английском, или от того, что не умеешь пользоваться новой компьютерной программой. А можно попытаться разобраться, понять, выучить. И я уверен, что больше шансов выиграть есть именно у тех, кто каждый день стоит в очереди на выставки самых выдающихся художников современности в нашем арт-центре, чтобы понять этот новый мир, взломать этот культурный код, расшифровать этот "геном успеха".
В рамках этой «художественной акции» свои работы представили известные на западе представители современного искусства Такаши Мураками, Тино Сегал, Синди Шерман, Пол Маккартни, Аниш Капур, AES+F, Илья Чичкан и Борис Михайлов. По замыслу организаторов «провокативные и эпатажные» работы этих с позволения сказать художников, должны увести зрителя в ту самую трансцендентность. Что ж, если немытые бомжи показывающие свои гениталии и есть, как выразился господин Пинчук, «самое новое и востребованное в искусстве», если мастурбация на могильных плитах и есть «новым зашифрованным кодом, новым геномом успеха», а трансцендентность сегодня равно отвращение, то художники эти вполне добились желаемого эффекта. Другой вопрос, зачем плодами чьего-то больного воображения, кощунсвенной порнографией, которой и так полон Интернет, заполнять огромную галерею в центре столицы, да и еще называть это современным исскуством? Нам что настолько не чем гордится? Неужели этот комок грязи в лицо зрителю и вправду современное искусство? Но в таком случае оно неизлечимо больно так же как эти творцы и те, кому подобные извращения пришлись по вкусу, а мир и действительно катится в пропасть.
Екатерина ПЕРШАКОВА
Комментарии:
нет комментариев