misto.zp.ua

Директор Бердянского краеведческого музея Людмила Ноздрина: «Люблю строить музеи — это трудно, но очень интересно»

Директор Бердянского краеведческого музея Людмила Ноздрина: «Люблю строить музеи — это трудно, но очень интересно»

Большинство читателей «Делового» хотя бы раз в жизни побывали на экскурсии в краеведческом музее или в одном из его филиалов. О том, сколько труда стоит за созданием и обновлением каждой экспозиции, как удалось бердянским музейщикам пробиться в признанные лидеры своего ремесла и чему учатся в Бердянске директора донецких и мариупольских музеев, — в интервью с бессменным директором Бердянского краеведческого музея Людмилой Ноздриной.

— Людмила Федоровна, как становятся музейщиками?

— Директором музея себя не видела — видела организатором, в школе была звеньевой, старостой и председателем совета отряда. Хотя учитель труда однажды в шутку предрек, что я буду директором. Была активной, любила творческую работу, участвовала в художественной самодеятельности, увлекалась историей. Училась в белом корпусе СШ №16, а поскольку жила на проспекте Труда — каждый день ходила из школы через парк. После войны, в 1944 году, в парке Шмидта (тогда Пушкина) в здании католической школы открылся краеведческий музей, просуществовавший на этом месте 14 лет. Посещение было бесплатным, пусть не каждый день, но бывала я там очень часто и знала все экспозиции досоветского периода. Я никогда не думала, что свяжу свою жизнь с музейным делом. Получив диплом филолога, все еще себя искала: успела попреподавать в СШ №18 русский и украинский языки, поработала в детсаду. И везде у меня получалось, но это не было настолько интересно, чтобы остановиться, а я искала что-то творческое. Тогда никто о деньгах не думал — везде были маленькие зарплаты. На работу меня взяла Людмила Филипповна Баханова, которая меня многому научила. Всю музейную науку постигала в музее, где было пять научных сотрудников. Сегодня под моим началом работает 33 человека, а у краеведческого музея появилось три филиала, что для небольшого города очень много. Я благодарна судьбе, что живу в таком городе, где горожане любят посещать музеи, а власти любят создавать новые. Для сравнения: в Мелитополе всего один краеведческий музей, в Запорожье — три, хотя и намного масштабнее. В сравнимых по численности населения городах соседних областей музей один, в лучшем случае — два, и Бердянск с четырьмя музеями (пятый — художественный) — это уникальный случай. Но и это не предел — мечтаю создать музей археологии.

— С чего пришлось начинать, став директором?

— Приняла музей, в котором были голые стены — предыдущий директор готовился провести реэкспозицию. Строить экспозицию заново — очень серьезный вопрос, чтобы сделать это грамотно на научной основе, требовалось написать тематико-экспозиционные планы, которые раньше утверждали в министерстве культуры: типовых проектов не существует, и каждая экспозиция индивидуальна. Тогда, 33 года назад, даже имея финансирование, необходимо было превратить деньги в стройматериалы, а сейчас — все с точностью до наоборот. За стеклами для витрин лично ездила на стекольный завод в Константиновку, возвращалась ночью на панелевозе. Мне было 28 лет, и вместе с коллегами мы справились, спустя два года открыв экспозицию. Всего же при моем непосредственном участии «с нуля» построено четыре музея.

Все музеи открывались к юбилеям: музей «Подвиг» был открыт по решению бюро горкома партии 5 мая 1985 года — к 40-летию победы в Великой Отечественной войне, и в ушедшем году отпраздновал свое 25-летие. Вообще 2010-й оказался насыщенным событиями: в этом удачном для музейщиков году отпраздновал свое 30-летие музей Шмидта и пять лет исполнилось самому молодому нашему филиалу — музею истории Бердянска.

— Существуют ли для музейщиков табу, и какие темы являлись запретными в СССР?

— Табу нет уже давно, а прежде мы четко знали, что можно, а что нельзя — экспозиции строили по учебнику истории КПСС. Но я всегда стараюсь идти впереди. Например, Нестор Махно считался бандитом, но только о нем стало можно говорить с началом перестройки, в 1986 году я, наверное, первая в Запорожской области сняла витринное стекло и слово «банда» заменила на «повстанческая армия». Стала открыто говорить о том, что мирное население махновцы не трогали. Затем увлеклась темой репрессированных и написала серию статей.

В 1991 году у нас уже была первая экспозиция «Голодомор и политические репрессии», вызвавшая неоднозначную реакцию: в основном, телефонные упреки по поводу содержания экспозиций звучали лишь от посетителей в возрасте — старшее поколение не всегда воспринимает перемены. В итоге все вопросы снял школьный учебник, где в тот момент была информация о голодоморе.

В экспозициях и экскурсиях мы рассказываем об исторических событиях так, как они происходили в то время, а оценку дают сами посетители согласно своему мировоззрению. В отличие от «Подвига», музея Шмидта и музея истории города тяжелее всего соблюсти «баланс» на материале краеведческого музея, где подана история Бердянска на фоне истории страны. Мы добросовестно ведем летопись, а выводы каждый делает сам. С любой темой можно работать, если делать это грамотно и увлеченно. Радует тесный контакт со школами и колледжами, вследствие чего все экспозиции регулярно посещает молодежь: сотрудники «Подвига» видят, с каким неподдельным вниманием юноши и девушки слушают убеленных сединами ветеранов. Нас любят посещать еще и потому, что кроме «голых» тематических и обзорных экскурсий мы проводим много массовых мероприятий к юбилеям выдающихся земляков.

Равнение на лучших

— Люблю строить музеи: это трудно, но в то же время ни с чем не сравнима радость творчества. Когда в 2003 году в связи с переездом музея Бродского Валерий Баранов отдал нам освободившееся помещение, не сразу поверила в возможность подобного подарка. Наша новая передвижная выставка «Бердянск в прошлом» вызвала громадный интерес у посетителей, она и стала базой для новой экспозиции. Всегда трудно создавать архитектурно-художественный проект, делали его сами.

На открытии музея директор областного краеведческого музея, доктор исторических наук Георгий Шаповалов оценил нами сделанное, как достойное лучших европейских образцов.

Побывав на стажировке в Ленинграде в 1980 году в Музее истории Ленинграда, на территории Петропавловской крепости, с тех пор Людмила Федоровна считает ленинградскую школу музейного дела одной из самых серьезных.

Лучшим из киевских музеев считает и очень рекомендует посетить Музей медицины.

— Подобного уровня оформления больше нет нигде: в каждом зале диорамы и интерьеры с восковыми фигурами по истории медицины, все движется и озвучено, — рассказывает Людмила Ноздрина. — Когда увидела это «чудо», загорелась идеей ввести в экспозицию восковые фигуры наиболее известных земляков в строящемся Музее истории города. Наши фигуры не из воска, чей срок годности всего десятилетие, а из долговечного стоматологического пластика.

Моделями для скульптора стали ученый-микробиолог Хавкин, спасший мир от холеры и чумы, и летописец XIX века Василий Крыжановский, чьи дневники являются подлинным кладом для краеведов.

— Моя мечта — еще одна восковая фигура пианиста: надеюсь найти мецената, причем моделью может стать как он сам, так и его близкие.

С оглядкой на посетителей

Книга отзывов для музейщиков — это лакмусовая бумажка и барометр настроения посетителей.

— Еще на заре перестройки в книге появились записи с упреком — почему не даем информацию о погубленных жизнях в период голодомора, после чего стали заниматься этой темой. Как правило, критические записи принадлежат отдыхающим в период курортного сезона — сами горожане настроены более лояльно.

Зато настоящей наградой для сотрудников музея стала запись после экскурсии учеников машиностроительного колледжа: «Музей — это самое интересное место в городе!» В немалой степени такой оценке способствует тщательный подбор кадров.

— Сама люблю учиться и люблю учить новых сотрудников, ведь должности научного сотрудника нужно соответствовать: уметь найти наиболее интересные факты в истории города, грамотно и научно их подать в увлекательной доступной форме в ходе экскурсии. Разбросанность филиалов и отдаленность от директорского контроля мне не мешают — я подбираю таких сотрудников, которые не подведут, способны работать с полной отдачей и на них можно положиться. Мы ставим высокую планку — если не стремиться к труднодостижимым задачам, нам бы не удалось многое из уже созданного.

Первый буклет в традиционном для музеев формате подачи материала был издан к 170-летию города, и поводом заняться издательской деятельностью также стали пожелания отдыхающих в книге отзывов: «Хороший музей — но нечего увезти на память, городские власти, помогите музею издать путеводители». Так родился проект «Презентация культурного наследия Бердянска — жемчужины Северного Приазовья», подразумевающий издание путеводителя по каждому из четырех музеев. Планка поднята высоко — каждый год выпускать по иллюстрированному путеводителю на русском и английском языках. Было страшно даже планировать подобное, но очень хотелось, ведь у нас есть что показать. В 2008 году вышел путеводитель о музее истории Бердянска, затем издали путеводитель по дому-музею Шмидта, последняя работа посвящена музею «Подвиг». Книга «Бердянску — 180 лет», где впервые написано о летописце ХХ века Павле Архипенко и издание «Музей и посетитель» —это коллективный труд научных сотрудников.

— Как Вы относитесь к краеведам: это ваши конкуренты или помощники?

— Краеведение — это похвальное стремление, с краеведами мы дружим. Очень приятно, что все большее число людей интересует родная история. С большинством из них мы сотрудничаем и обмениваемся информацией. Хотя бывает, что мнения по конкретному вопросу расходятся, и каждый остается «при своем». Чем больше людей увлечены историей родного края — тем лучше, и работы по освещению ее «белых пятен» хватит всем, даже нашим потомкам. Основной закон краеведения — научность и достоверность: в подтверждение каждому своему слову необходимо иметь архивный документ. Когда в разных документах есть разночтение — анализируем глубже и стараемся находить истину.

На учете в музее около 70 000 музейных единиц основного фонда, вместе со вспомогательным фондом цифра достигает 100 000. Среди экспонатов есть и раритеты, и уникальные вещи, которые имеют значительную материальную ценность. Но меня хорошо знают в городе, коллекционеры знают мое отношение — как я все тащу в музей, потому за более чем 30 лет работы предложений «поделиться» за вознаграждение не поступало.

Опыт на экспорт

За опытом к бердянцам давно приезжают представители небольших музеев райцентров Запорожской области, а с недавнего времени в гости к передовикам музейного дела зачастили и директора крупных областных музеев.

— Как только построили музей истории Бердянска — нас полюбил Мариуполь. А в прошлом году с нашими музеями знакомились коллеги из Донецка и Донецкой области.

По словам Людмилы Федоровны, наибольший восторг у искушенных коллег вызывают мини-музейные спектакли. Первая такая историко-музыкальная программа была создана в доме-музее Шмидта. В музее «Подвиг» — постановка «Семейный вечер в Бердянске в 1957 году».

Музей истории города Людмила Федоровна считает настоящей жемчужиной и готова говорить о его создании и действующих экспозициях часами.

— Всегда любила строить интерьеры, где можно показать большое количество экспонатов.

Ключевым местом нового детища стала диорама с видом бердянской пристани. Еще одна воплощенная идея — галерея портретов семьи графа Воронцова, на фоне которой проходят музыкально-костюмированные спектакли. В краеведческом музее действо происходит в интерьере украинской селянской хаты.

Музей в музее

Среди инноваций бердянских музейщиков — визиты в школы с передвижными выставками в сопровождении экскурсий и сохранение музеев некогда успешных предприятий.

— С ликвидацией промышленных предприятий исчезают заводские музеи, которые мы же помогали создавать. Нельзя допустить, чтобы исчезли интересные экспонаты советского пласта культуры. Я поставила задачу их сохранить, и экспозицию музея кабельного завода уже можно увидеть в музее истории города. Частично приняты нами на хранение фонды бывшего музея Первомайского завода и «Дормаша». В доме-музее Шмидта нашлось место для истории винсовхоза «Жовтнева хвиля», также удалось спасти экспонаты музея бывшей воинской части.

— Увлечение историей оставляет место для иного, не связанного с музеем хобби?

— Музей люблю и увлечена этим делом всю жизнь. Я даже затрудняюсь сказать, где у меня первый, а где второй дом, но семья — это мой оплот и мой тыл. Все мои увлечения связаны с историей, но стараюсь, чтобы у меня были разносторонние интересы. На прикроватной тумбочке всегда издания по истории края, литература коллег. Если удается — смотрю фильмы, отслеживаю все городские новости и читаю все газеты «от корки до корки». Мне доставляет удовольствие, как административная работа, так и научные изыскания. Начиная с 80-х годов, активно писала и публиковалась в местных газетах, а серьезной издательской работой стали заниматься в 2004 году, когда вышла книга «Записки краеведа» со всем ранее опубликованным и систематизированным по разделам. Львиную часть рабочего времени занимает административно-хозяйственная работа, потому для занятий наукой остается только личное время: книжки пишу дома после десяти вечера. Последняя работа — о фольклоре болгарских сел Бердянского района — это два месяца работы за письменным столом с 22.00 до часа ночи.

Алексей ДУДАРЕВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Шляхтич із Київа | 28.03 2015 в 22:52
Для цих подвижників музейної справи, котрі на чолі з пані Людмилою-сан зайнялися пересувними виставками, напрошується нове назвисько: "ПОДВИЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ" ))) А нумо "охрестимо" так Людмилину команду цим прізвиськом - за добрим запорозьким звичаєм! ))

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
71112, г. Бердянск, ул. К.Маркса, 51
Директор:
Горячева Татьяна
Шеф-редактор:
Белоусов Сергей
Телефоны:
8 (06153) 7-06-67, 7-36-67
Прием частных объявлений
8 (06153) 7-24-93
Интернет-сайт:
www.delovoy.net.ua
E-mail:
delovoy[@]zp.ukrtel.net
Подписной индекс:
41633

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в