Большинство читателей «Делового» хотя бы раз в жизни побывали на экскурсии в краеведческом музее или в одном из его филиалов. О том, сколько труда стоит за созданием и обновлением каждой экспозиции, как удалось бердянским музейщикам пробиться в признанные лидеры своего ремесла и чему учатся в Бердянске директора донецких и мариупольских музеев, — в интервью с бессменным директором Бердянского краеведческого музея Людмилой Ноздриной.
— Людмила Федоровна, как становятся музейщиками?
— Директором музея себя не видела — видела организатором, в школе была звеньевой, старостой и председателем совета отряда. Хотя учитель труда однажды в шутку предрек, что я буду директором. Была активной, любила творческую работу, участвовала в художественной самодеятельности, увлекалась историей. Училась в белом корпусе СШ №16, а поскольку жила на проспекте Труда — каждый день ходила из школы через парк. После войны, в 1944 году, в парке Шмидта (тогда Пушкина) в здании католической школы открылся краеведческий музей, просуществовавший на этом месте 14 лет. Посещение было бесплатным, пусть не каждый день, но бывала я там очень часто и знала все экспозиции досоветского периода. Я никогда не думала, что свяжу свою жизнь с музейным делом. Получив диплом филолога, все еще себя искала: успела попреподавать в СШ №18 русский и украинский языки, поработала в детсаду. И везде у меня получалось, но это не было настолько интересно, чтобы остановиться, а я искала что-то творческое. Тогда никто о деньгах не думал — везде были маленькие зарплаты. На работу меня взяла Людмила Филипповна Баханова, которая меня многому научила. Всю музейную науку постигала в музее, где было пять научных сотрудников. Сегодня под моим началом работает 33 человека, а у краеведческого музея появилось три филиала, что для небольшого города очень много. Я благодарна судьбе, что живу в таком городе, где горожане любят посещать музеи, а власти любят создавать новые. Для сравнения: в Мелитополе всего один краеведческий музей, в Запорожье — три, хотя и намного масштабнее. В сравнимых по численности населения городах соседних областей музей один, в лучшем случае — два, и Бердянск с четырьмя музеями (пятый — художественный) — это уникальный случай. Но и это не предел — мечтаю создать музей археологии.
— С чего пришлось начинать, став директором?
— Приняла музей, в котором были голые стены — предыдущий директор готовился провести реэкспозицию. Строить экспозицию заново — очень серьезный вопрос, чтобы сделать это грамотно на научной основе, требовалось написать тематико-экспозиционные планы, которые раньше утверждали в министерстве культуры: типовых проектов не существует, и каждая экспозиция индивидуальна. Тогда, 33 года назад, даже имея финансирование, необходимо было превратить деньги в стройматериалы, а сейчас — все с точностью до наоборот. За стеклами для витрин лично ездила на стекольный завод в Константиновку, возвращалась ночью на панелевозе. Мне было 28 лет, и вместе с коллегами мы справились, спустя два года открыв экспозицию. Всего же при моем непосредственном участии «с нуля» построено четыре музея.
Все музеи открывались к юбилеям: музей «Подвиг» был открыт по решению бюро горкома партии 5 мая 1985 года — к 40-летию победы в Великой Отечественной войне, и в ушедшем году отпраздновал свое 25-летие. Вообще 2010-й оказался насыщенным событиями: в этом удачном для музейщиков году отпраздновал свое 30-летие музей Шмидта и пять лет исполнилось самому молодому нашему филиалу — музею истории Бердянска.
— Существуют ли для музейщиков табу, и какие темы являлись запретными в СССР?
— Табу нет уже давно, а прежде мы четко знали, что можно, а что нельзя — экспозиции строили по учебнику истории КПСС. Но я всегда стараюсь идти впереди. Например, Нестор Махно считался бандитом, но только о нем стало можно говорить с началом перестройки, в 1986 году я, наверное, первая в Запорожской области сняла витринное стекло и слово «банда» заменила на «повстанческая армия». Стала открыто говорить о том, что мирное население махновцы не трогали. Затем увлеклась темой репрессированных и написала серию статей.
В 1991 году у нас уже была первая экспозиция «Голодомор и политические репрессии», вызвавшая неоднозначную реакцию: в основном, телефонные упреки по поводу содержания экспозиций звучали лишь от посетителей в возрасте — старшее поколение не всегда воспринимает перемены. В итоге все вопросы снял школьный учебник, где в тот момент была информация о голодоморе.
В экспозициях и экскурсиях мы рассказываем об исторических событиях так, как они происходили в то время, а оценку дают сами посетители согласно своему мировоззрению. В отличие от «Подвига», музея Шмидта и музея истории города тяжелее всего соблюсти «баланс» на материале краеведческого музея, где подана история Бердянска на фоне истории страны. Мы добросовестно ведем летопись, а выводы каждый делает сам. С любой темой можно работать, если делать это грамотно и увлеченно. Радует тесный контакт со школами и колледжами, вследствие чего все экспозиции регулярно посещает молодежь: сотрудники «Подвига» видят, с каким неподдельным вниманием юноши и девушки слушают убеленных сединами ветеранов. Нас любят посещать еще и потому, что кроме «голых» тематических и обзорных экскурсий мы проводим много массовых мероприятий к юбилеям выдающихся земляков.
Равнение на лучших
— Люблю строить музеи: это трудно, но в то же время ни с чем не сравнима радость творчества. Когда в 2003 году в связи с переездом музея Бродского Валерий Баранов отдал нам освободившееся помещение, не сразу поверила в возможность подобного подарка. Наша новая передвижная выставка «Бердянск в прошлом» вызвала громадный интерес у посетителей, она и стала базой для новой экспозиции. Всегда трудно создавать архитектурно-художественный проект, делали его сами.
На открытии музея директор областного краеведческого музея, доктор исторических наук Георгий Шаповалов оценил нами сделанное, как достойное лучших европейских образцов.
Побывав на стажировке в Ленинграде в 1980 году в Музее истории Ленинграда, на территории Петропавловской крепости, с тех пор Людмила Федоровна считает ленинградскую школу музейного дела одной из самых серьезных.
Лучшим из киевских музеев считает и очень рекомендует посетить Музей медицины.
— Подобного уровня оформления больше нет нигде: в каждом зале диорамы и интерьеры с восковыми фигурами по истории медицины, все движется и озвучено, — рассказывает Людмила Ноздрина. — Когда увидела это «чудо», загорелась идеей ввести в экспозицию восковые фигуры наиболее известных земляков в строящемся Музее истории города. Наши фигуры не из воска, чей срок годности всего десятилетие, а из долговечного стоматологического пластика.
Моделями для скульптора стали ученый-микробиолог Хавкин, спасший мир от холеры и чумы, и летописец XIX века Василий Крыжановский, чьи дневники являются подлинным кладом для краеведов.
— Моя мечта — еще одна восковая фигура пианиста: надеюсь найти мецената, причем моделью может стать как он сам, так и его близкие.
С оглядкой на посетителей
Книга отзывов для музейщиков — это лакмусовая бумажка и барометр настроения посетителей.
— Еще на заре перестройки в книге появились записи с упреком — почему не даем информацию о погубленных жизнях в период голодомора, после чего стали заниматься этой темой. Как правило, критические записи принадлежат отдыхающим в период курортного сезона — сами горожане настроены более лояльно.
Зато настоящей наградой для сотрудников музея стала запись после экскурсии учеников машиностроительного колледжа: «Музей — это самое интересное место в городе!» В немалой степени такой оценке способствует тщательный подбор кадров.
— Сама люблю учиться и люблю учить новых сотрудников, ведь должности научного сотрудника нужно соответствовать: уметь найти наиболее интересные факты в истории города, грамотно и научно их подать в увлекательной доступной форме в ходе экскурсии. Разбросанность филиалов и отдаленность от директорского контроля мне не мешают — я подбираю таких сотрудников, которые не подведут, способны работать с полной отдачей и на них можно положиться. Мы ставим высокую планку — если не стремиться к труднодостижимым задачам, нам бы не удалось многое из уже созданного.
Первый буклет в традиционном для музеев формате подачи материала был издан к 170-летию города, и поводом заняться издательской деятельностью также стали пожелания отдыхающих в книге отзывов: «Хороший музей — но нечего увезти на память, городские власти, помогите музею издать путеводители». Так родился проект «Презентация культурного наследия Бердянска — жемчужины Северного Приазовья», подразумевающий издание путеводителя по каждому из четырех музеев. Планка поднята высоко — каждый год выпускать по иллюстрированному путеводителю на русском и английском языках. Было страшно даже планировать подобное, но очень хотелось, ведь у нас есть что показать. В 2008 году вышел путеводитель о музее истории Бердянска, затем издали путеводитель по дому-музею Шмидта, последняя работа посвящена музею «Подвиг». Книга «Бердянску — 180 лет», где впервые написано о летописце ХХ века Павле Архипенко и издание «Музей и посетитель» —это коллективный труд научных сотрудников.
— Как Вы относитесь к краеведам: это ваши конкуренты или помощники?
— Краеведение — это похвальное стремление, с краеведами мы дружим. Очень приятно, что все большее число людей интересует родная история. С большинством из них мы сотрудничаем и обмениваемся информацией. Хотя бывает, что мнения по конкретному вопросу расходятся, и каждый остается «при своем». Чем больше людей увлечены историей родного края — тем лучше, и работы по освещению ее «белых пятен» хватит всем, даже нашим потомкам. Основной закон краеведения — научность и достоверность: в подтверждение каждому своему слову необходимо иметь архивный документ. Когда в разных документах есть разночтение — анализируем глубже и стараемся находить истину.
На учете в музее около 70 000 музейных единиц основного фонда, вместе со вспомогательным фондом цифра достигает 100 000. Среди экспонатов есть и раритеты, и уникальные вещи, которые имеют значительную материальную ценность. Но меня хорошо знают в городе, коллекционеры знают мое отношение — как я все тащу в музей, потому за более чем 30 лет работы предложений «поделиться» за вознаграждение не поступало.
Опыт на экспорт
За опытом к бердянцам давно приезжают представители небольших музеев райцентров Запорожской области, а с недавнего времени в гости к передовикам музейного дела зачастили и директора крупных областных музеев.
— Как только построили музей истории Бердянска — нас полюбил Мариуполь. А в прошлом году с нашими музеями знакомились коллеги из Донецка и Донецкой области.
По словам Людмилы Федоровны, наибольший восторг у искушенных коллег вызывают мини-музейные спектакли. Первая такая историко-музыкальная программа была создана в доме-музее Шмидта. В музее «Подвиг» — постановка «Семейный вечер в Бердянске в 1957 году».
Музей истории города Людмила Федоровна считает настоящей жемчужиной и готова говорить о его создании и действующих экспозициях часами.
— Всегда любила строить интерьеры, где можно показать большое количество экспонатов.
Ключевым местом нового детища стала диорама с видом бердянской пристани. Еще одна воплощенная идея — галерея портретов семьи графа Воронцова, на фоне которой проходят музыкально-костюмированные спектакли. В краеведческом музее действо происходит в интерьере украинской селянской хаты.
Музей в музее
Среди инноваций бердянских музейщиков — визиты в школы с передвижными выставками в сопровождении экскурсий и сохранение музеев некогда успешных предприятий.
— С ликвидацией промышленных предприятий исчезают заводские музеи, которые мы же помогали создавать. Нельзя допустить, чтобы исчезли интересные экспонаты советского пласта культуры. Я поставила задачу их сохранить, и экспозицию музея кабельного завода уже можно увидеть в музее истории города. Частично приняты нами на хранение фонды бывшего музея Первомайского завода и «Дормаша». В доме-музее Шмидта нашлось место для истории винсовхоза «Жовтнева хвиля», также удалось спасти экспонаты музея бывшей воинской части.
— Увлечение историей оставляет место для иного, не связанного с музеем хобби?
— Музей люблю и увлечена этим делом всю жизнь. Я даже затрудняюсь сказать, где у меня первый, а где второй дом, но семья — это мой оплот и мой тыл. Все мои увлечения связаны с историей, но стараюсь, чтобы у меня были разносторонние интересы. На прикроватной тумбочке всегда издания по истории края, литература коллег. Если удается — смотрю фильмы, отслеживаю все городские новости и читаю все газеты «от корки до корки». Мне доставляет удовольствие, как административная работа, так и научные изыскания. Начиная с 80-х годов, активно писала и публиковалась в местных газетах, а серьезной издательской работой стали заниматься в 2004 году, когда вышла книга «Записки краеведа» со всем ранее опубликованным и систематизированным по разделам. Львиную часть рабочего времени занимает административно-хозяйственная работа, потому для занятий наукой остается только личное время: книжки пишу дома после десяти вечера. Последняя работа — о фольклоре болгарских сел Бердянского района — это два месяца работы за письменным столом с 22.00 до часа ночи.
Алексей ДУДАРЕВ
Комментарии:
Шляхтич із Київа | 28.03 2015 в 22:52
Для цих подвижників музейної справи, котрі на чолі з пані Людмилою-сан зайнялися пересувними виставками, напрошується нове назвисько: "ПОДВИЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ" ))) А нумо "охрестимо" так Людмилину команду цим прізвиськом - за добрим запорозьким звичаєм! ))