misto.zp.ua

«Одержимость» Дамьена Шазеля: жестокость как дидактический метод

«Одержимость» Дамьена Шазеля: жестокость как дидактический метод

Уверенная победа дебютной картины американського режисера Дамьена Шазеля на «Сандэнсе»-2014 удивила многих. Дело в том, что написанный несколько лет назад сценарий успел попасть в знаменитый голливудский «Черный список» еще не снятых картин, а затем, ввиду недостатка финансирования, отправился на «Сандэнс»-2013 в качестве короткометражки. После успеха там, наконец-то нашелся надежный дистрибьютор в лице Sony Pictures, и режиссер смог приступить к полноценной работе.

Любопытное обстоятельство связано с этим самым «Черным списком»: за последние 6 лет «Оскар» за лучший фильм трижды получали побывавшие там рукописи («Миллионер из трущоб», «Король говорит», «Операция «Арго»). Такая же пропорция сохраняется и в «Оскарах» за лучший сценарий – 7 из 14.

Конечно, «Одержимость» не стала лучшим фильмом года, но «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана безапелляционно отдали Джею К. Симмонсу, сыгравшему лучшую роль в своей карьере. Его садист-преподаватель, с маниакальным упорством пытающийся выжать из подопечного идеал, отсылает в памяти то к безумному сержанту Хартману из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика, то к Тайлеру Дёрдену из «Бойцовского клуба». Но Демьен Шазель умудрился вставить подобного персонажа в, казалось бы, культурно-утонченную обстановку джазового оркестра. Однако, оркестра лучшей в стране консерватории Шеффера.

Сюжет закручивается вокруг отношений этого преподавателя и амбициозного молодого барабан-щика Эндрю Нимана (Майлз Теллер), который готов идти по головам, лишь бы повторить успехи своего кумира Бадди Рича и оставить след в музыке. Кстати, этим он очень похож на знаменитого американско-го джазового саксафониста Чарли «Птицу» Паркера.

Привычный архетип учителя и ученика режиссер фильма превратил в настоящий триллер противостояния: социопатически-жестокий перфекционист Симмонс заставляет изначально добродушного юношу перенять его методы в работе, сделав барабанщика настоящим одержимым. Кстати, в этом фильме локализаторы действительно удачно адоптировали название, полностью ухватив дух и суть картины (оригинальное название Whiplash – «кнут», а еще так называлась ключевая композиция оркестра).

Погружая нас в мир музыкальной конкуренции высочайшего уровня, где любая неточность в ритме звучащего в унисон оркестра может стать фатальной, режиссер называет свою цену искусства: нужно быть готовым не только «разбрасывать камни» идя к успеху, но и, достигнув его, не струсить, заглянув за темную сторону. Будь готов к тому, что твоя семья не сможет даже сымитировать заинтересованность в музыке, а девушка будет только отнимать время и силы, так необходимые на пути к вершине. Будь готов, что кровь, пот и слезы, оставленные в репетиционном зале, не гарантируют тебе успеха, а сам успех – не гарантирует того, что уже к утру тебя не забудут.

Раз за разом, лейтмотивом выказывая аргументы «за», в финале Дамьен Шазель обнажает свою главную идею: не практика может привести к величию, а вернее, не только она. Самым важным является готовность не ждать второго шанса от судьбы, а решительно создавать их себе самому, даже если на пути к этому лежит преодоление себя – подлинная одержимость.

Это геометрически замкнутый, прекрасно структурированный фильм, оригинально обыгрывающий характерные мотивы и сюжеты, не скатываясь в банальность. Постепенно набирая темп, картина из обычной мотивационной драмы превращается во что-то куда более личное, находящее свой индивидуальный подход к честолюбивым ноткам души каждого человека, обрываясь прямо на моменте кульминации, когда экран погружается в темноту, а остается лишь яростный, зубодробительный ритм подлинного бибопа: «быстрого, резкого, жестокого со слушателем».

Никита БОГДАНОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Студентський інформаційний портал «Пороги» - це цікаво й корисно, це креативно й актуально, це гостро й оперативно. «Пороги» - це погляд запорізького студентства на молодіжні проблеми. Це репортажі з мистецьких акцій і спортивних подій, інтерв’ю з  неординарними людьми, це матеріали, що зацікавлять молодого науковця, майбутнього студента, творчу людину. «Пороги» - це ресурс для тих, хто шукає себе, хто хоче писати, кого турбує молодь Запоріжжя. «Пороги» - для тих, хто думає і хоче знати.

Контакты

Адреса:
м. Запоріжжя, вул. Залізнична, 24, 9 поверх, к. 907

Телефон:
289-12-22

Сайт:
www.porogy.zp.ua

E-mail:
porogy@mail.ru

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в